Интернет-ресурсы московской области Карта сайта
Поиск
Губернатор Московской области
Новости Губернатор Команда Деятельность Мероприятия Пресса Контакты
Главная » Деятельность » Доклад Губернатора Московской области Б.В. Громова "Итоги работы Правительства Московской области за 2004 год и задачи на 2005 год"

Доклад Губернатора Московской области Б.В. Громова "Итоги работы Правительства Московской области за 2005 год и задачи на 2006 год"

Информация о социально-экономическом положении Московской области

Доклад Губернатора Московской области Б.В. Громова на областном совещании по подведению итогов работы Правительства Московской области в 1-м полугодии 2005 года и уточнению задач на 2-е полугодие

Доклад Губернатора Московской области Б.В. Громова "Итоги работы Правительства Московской области за 2004 год и задачи на 2005 год"

Губернатор Московской области Борис ГРОМОВ:

Доклад Губернатора Московской области Б.В. Громова "Итоги работы Правительства Московской области в первом полугодии 2004 года и уточнение задач на второе полугодие"

Доклад Громова Б.В. за первое полугодие 2003 г.

Программа

Доклад Губернатора Московской области Б.В. Громова на областном совещании 29 января 2004 года



Уважаемые участники совещания!

Мы собрались в этом зале, для того чтобы подвести итоги минувшего года, оценить состояние экономики и социальной сферы на данный момент, определить основные направления работы и задачи в наступившем 2005 году.

Важнейшей задачей, которую мы ставили перед собой год назад, было сохранение высоких темпов развития экономики области.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Московской области по всем макроэкономическим и отраслевым показателям область сохранила устойчиво высокие темпы развития, а по ряду показателей вышла на лидирующие позиции в Российской Федерации.

По предварительным оценкам рост валового регионального продукта превысил 12 процентов, что значительно выше темпов роста валового внутреннего продукта по стране, и составил 585 миллиардов рублей.

Сохранение столь высоких темпов роста экономики в регионе, где фактически отсутствуют сырьевые и иные высокодоходные источники, свидетельствует о реальности выполнения поставленной Президентом Российской Федерации задачи по удвоению валового внутреннего продукта за 10 лет у нас в Московской области.

Основой экономики области остается промышленность.

Она формирует более трети валового регионального продукта области.

В 2004 году промышленное производство в области росло в два раза быстрее, чем в среднем по России.

Темп роста составил 114,1 процента, а в номинальном выражении объем производства впервые достиг 380 миллиардов рублей.

С каждым годом крепнет строительный комплекс области.

Строителями области освоено почти 75 миллиардов рублей капиталовложений или более 50 процентов всех инвестиций 2004 года.

Производство строительных материалов выросло на 10,3 процента и приблизилось к 30 миллиардной отметке.

Это 14 процентов от доли промышленности в ВРП.

Впервые за всю историю области ввод жилья превысил 5 – ти миллионный рубеж и составил 5,6 миллиона квадратных метров.

По данной позиции мы первые в Российской Федерации.

Продолжается реструктуризация агропромышленного комплекса. В истекшем году произведено сельскохозяйственной продукции на 20 миллиардов рублей.

Наиболее высокими темпами растет производство животноводческой продукции. Ее рост составил более 111 процентов в текущих ценах.

С вводом в действие новых комплексов в Домодедовском и Сергиево-Посадском районах доля производства мяса в структуре сельского хозяйства резко повысится.

Надеюсь, наступающий год Петуха нам не помешает.

Опережающими темпами развивается пищевая перерабатывающая промышленность. За последние пять лет ее объем вырос в 2,7 раза и почти на треть только в 2004 году.

В общем объеме промышленного производства доля этой отрасли составила около 30 процентов, а в структуре инвестиций - свыше 8 процентов.

Еще одним подтверждением активизации экономики является растущий второй год грузооборот автомобильного транспорта.

Появились принципиально новые системы пассажирских железнодорожных перевозок на направлениях Москва - Мытищи, Москва – Лобня, Москва-Шереметьево, Москва-Домодедово, Москва-Внуково.

Продолжилось формирование полномасштабной логистической системы.

В истекшем году введено в строй 2 логистических комплекса. Рассматривается вопрос о строительстве еще 10.

Оборот оптовой торговли вырос на 57 процентов и достиг 610 миллиардов рублей.

Общая экономическая конъюнктура, политическая стабильность, ясная экономическая политика Правительства области и выработанные механизмы регулирования экономических отношений позволили значительно улучшить финансовое состояние предприятий.

По итогам года совокупная прибыль увеличилась на 25 процентов и превысила 60 миллиардов рублей.

Сальдо прибылей убытков выросло на 36 процентов.

Замедлились темпы роста дебиторской и кредиторской задолженности.

Количество убыточных предприятий сократилось на 130 единиц или на 11 процентов.

Значительно улучшена работа по управлению и распоряжению государственным имуществом области.

Впервые предприятиями, находящимися в государственной собственности, области выполнены все бюджетные задания.

Важнейшей задачей, которую мы ставили перед собой год назад, было повышение качества жизни населения области.

Причем качества жизни в широком понимании этого понятия.

Определяющим фактором благосостояния населения является заработная плата.

Реализация ряда мер позволила увеличить среднюю заработную плату по области более чем на 30 процентов и перейти 8 тысячный рубеж.

Уже в сентябре месяце по темпам роста заработной платы Московская область вышла на 1 место в Центральном федеральном округе.

Причем в бюджетной сфере темпы роста заработной платы составили:

"  в здравоохранении 138 процентов;

"  в образовании 148 процентов.

Несмотря на одну из самых тяжелых в России демографических нагрузок на одного работающего, среднедушевые доходы населения выросли на 25 процентов и составили к концу года свыше 7 тысяч рублей.

Необходимо отметить, что по итогам года численность занятых в экономике области увеличилась на 8,2 тысячи человек.

Важным индикатором повышения благосостояния населения явилось развитие потребительского рынка.

За прошедший год товарооборот розничной торговли увеличился на 37,9 процента, общественного питания – почти на 15, а платных услуг - на 9,4 процента.

Значительная позитивная динамика по развитию потребительского рынка наблюдается в Домодедовском, Красногорском, Мытищинском, Сергиево-Посадском, Химкинском, Ступинском, Ленинском районах, городах Котельники, Долгопрудный.

Хочу поблагодарить глав муниципальных образований за огромную работу, проведенную по благоустройству населенных пунктов области, но в тоже время многие из Вас только в начале пути.

Ряд городов области стали приближаться к европейским стандартам, с развитой инфраструктурой, включающей современные торговые и спортивно-развлекательные центры, предприятия бытового обслуживания, рестораны, бары, места для проведения досуга жителей и гостей области.

К таким муниципальным образованиям можно смело отнести: города Дмитров, Дзержинский, Чехов, Раменское, Ногинск, Балашиху, Реутов, Фрязино, Ступино и много других.

По итогам проводившегося в 2004 году конкурса «Самый благоустроенный город России» среди городов Московской области с численностью свыше 100 тысяч человек первое место занял город Одинцово, 2-е – Ногинск, 3- е – Мытищи, среди городов численностью меньше 100 тысяч человек 1-е место занял город Дмитров, 2-е место – Дзержинский, 3-е место – Ступино и Раменское.

Эту работу надо обязательно продолжать, а я буду и дальше проводить семинары с Вами по обмену опытом в этой деятельности. В июне - в Воскресенском районе, в сентябре – в Ступино и Серпухове.

Наряду с решением текущих задач Правительством области, всеми Вами предпринимались усилия по созданию мощного задела для успешной работы в наступившем 2005 году и в последующие годы.

Объем освоенных инвестиций в основной капитал вырос на 23 процента и составил 144 миллиарда рублей.

(Справочно: объем освоенных инвестиций в 2000 году составлял 50,7 миллиарда рублей.)

Фактически – это новые производственные мощности, которые дадут отдачу уже в 2005 году.

Впервые привлечено иностранных инвестиций на 1 миллиард 825 миллионов долларов США или на 45,1 процента больше, чем в 2003 году.

Это ресурс на 2006 год.

Таких темпов прироста инвестиций область еще не знала.

Основой социально-экономической стабильности остается консолидированный бюджет Московской области.

Заданные в начале 2004 года темпы позволили превысить прогнозные финансовые показатели.

Доходная часть консолидированного бюджета составила 97 миллиардов рублей и выросла на 27 процентов.

Подавляющее большинство муниципальных образований справились с бюджетными заданиями.

16 из них перевыполнили бюджетные задания уже к 1 декабря. Среди них Волоколамский, Егорьевский, Зарайский, Истринский, Каширский, Орехово-Зуевский, Наро-Фоминский, Пушкинский районы, города Коломна, Котельники, Юбилейный, Дзержинский, поселки Октябрьский, Томилино, Малаховка, Запрудня.

Консолидированный бюджет на 2005 год спланирован по доходам в объеме 104,1 миллиарда рублей, что на 22 миллиарда рублей больше планируемого на 2004 год объема.

Напомню, что за пять лет бюджет увеличился почти в пять раз с 19 миллиардов рублей.

Хочу остановиться на ряде моментов и принципов формирования бюджета 2005 года и причинах, заставляющих нас с первого месяца года приступить к его корректировке.

Первое.

Бюджет был и остается социально-направленным.

Свыше 10 миллиардов рублей планируется направить на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы. Всего же на выплату заработной платы будет израсходовано 36 миллиардов рублей. Это третья часть всех расходов бюджета.

До конца 2005 года средний уровень заработной платы основных категорий специалистов в бюджетной сфере будет доведен до 8 тысяч рублей.

Это сложная задача, но ее необходимо решить.

Второе.

В результате разграничения полномочий, согласно федеральному законодательству, между органами власти разных уровней существенно увеличена доля и объем областного бюджета в консолидированном бюджете.

Его удельный вес возрос до 73 процентов.

В соответствии с новыми федеральными законами на субъекты Федерации возлагается более 50 предметов ведения, в том числе по осуществлению социальных гарантий.

В этой связи 57 процентов объема областного бюджета будет направлено на социально – культурную сферу. Напомню, что в бюджете прошлого года эта доля составляла 44 процента, то есть социальная направленность бюджета усилилась.

В бюджете увеличены средства на оказание мер социальной поддержки пенсионерам, детям-инвалидам, детям, потерявшим родителей, семьям с детьми, семьям погибших военнослужащих и ряду других категорий населения.

Общий объем расходов бюджета только на социальные выплаты льготникам составит около 5 млрд. рублей, а объем расходов бюджета на реализацию мер социальной поддержки населения превысит 14 миллиардов рублей.

С особой остротой обсуждается тема реформирования системы предоставления льгот отдельным категориям граждан.

Несмотря на веские предложения Московской области, большинства субъектов Федерации, а также отрицательные заключения экспертов, экономистов и социологов закон о монетизации льгот был принят в том виде, который не полностью отражает сложившиеся отношения в обществе, а ломает их в корне.

Хотя мы не против, а скорее наоборот – «за» приведение в порядок льгот в нашей стране.

Реформа, пожалуй, самой деликатной сферы экономических и социальных отношений, наложилась к тому же на незавершенные реформы местного самоуправления, жилищно-коммунального хозяйства, налоговой системы.

Ни одна из предложенных реформ пока, к сожалению, методологически и технологически до конца не отработана, не имеет ясного механизма реализации принятых законов.

Тем не менее, предвидя последствия этих решений, Правительство области приступило к последовательной реализации поставленных проблемных задач:

"  все вводимые в течение последних четырех лет на территории области льготы оформлены в виде денежных компенсаций;

"  в 2005 году сохраняются все льготы, предоставляемые в жилищной сфере гражданам, а также система предоставления жилищных субсидий.

Исходя из вышесказанного, расходы бюджета увеличены в три раза.

В 2005 году мы завершим, в соответствии с требованиями Федерального Правительства, переход на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг, но необходимо учесть, что, со следующего 2006 года, ставки платежей населения будут зависеть только от цен на энергоносители и нашей активности по модернизации коммунальных и инженерных систем и мы сможем по настоящему приступить к реформе жилищно-коммунальной отрасли.

В целом рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги по области вырос на 28,5 процента, что почти на 5 процентов ниже, чем в Москве, где уровень платежей населения искусственно сдерживается за счет перекрестного субсидирования.

Вместе с тем, в ряде муниципальных образований, где работа по переходу на экономически обоснованные тарифы затянулась, рост тарифов превышает среднеобластной уровень.

А 11 муниципальных образований до сих пор не утвердили новые тарифы на 2005 год. Это Дмитровский, Ленинский, Одинцовский, Рузский, Серпуховский, Сергиево-Посадский, Чеховский районы, города Котельники, Лыткарино, Черноголовка, Электрогорск.

Не снимая ответственности с руководителей муниципальных образований за прошлые прегрешения, мною поручено разработать дополнительные меры адресной социальной поддержки гражданам в районах и городах, где рост платежей будет в значительной мере выше среднеобластных показателей.

В частности, принято решение о недопустимости повышения ставок оплаты населением жилищно-коммунальных услуг в 2005 году более чем на 50 процентов.

Количество семей, которые будут пользоваться жилищными субсидиями, составит 377 тысяч и возрастет, более чем на 17 процентов.

А общее количество граждан, которые будут пользоваться помощью по оплате жилищно-коммунальных услуг, превысит 2,5 миллиона человек.

Малообеспеченные пенсионеры, независимо от роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги, будут их оплачивать в размере 50 рублей в месяц в пределах социальной нормы.

В бюджете 2005 года многое сделано для того, чтобы пенсионеры Московской области были социально защищены.

Это и областные надбавки к пенсиям, и единовременные выплаты, и увеличение расходов на государственную социальную помощь.

Последние события в стране и в области потребовали пересмотреть порядок предоставления льгот на транспорте, что и было нами сделано.

Данные меры потребовали увеличить расходную часть бюджета 2005 года на 280 миллионов рублей.

Мы все с Вами отлично понимаем, что увеличивать до бесконечности расходную часть бюджета невозможно, а для выполнения принятого закона придется много поработать для того, чтобы существенно увеличить темпы экономического развития, налогооблагаемую базу.

Первостепенной и важнейшей задачей в предстоящем периоде является развитие секторов экономики и регуляторов, связанных с формированием человеческого потенциала.

Ключом к решению большинства задач будет последовательная политика по повышению доходов населения, заработной платы во всех отраслях и, в первую очередь, в реальных секторах экономики.

Большинство глав муниципальных образований и предпринимателей с пониманием отнеслись к поставленной задаче.

Мы вышли на высокие темпы роста заработной платы.

В 6 муниципальных образованиях средняя заработная плата превысила 10 тысяч рублей, и они близки к расчетной 15 тысячной планке. Это города Щербинка, Котельники, Лыткарино, Ленинский, Химкинский и Красногорский районы.

Вплотную приблизились к группе лидеров Солнечногорский, Мытищинский районы, города Дзержинский и Долгопрудный.

Однако даже столь высокий темп роста заработной платы нас не устраивает.

Только в 23 муниципальных образованиях средняя заработная плата выше среднеобластного показателя.

В аутсайдерах такие районы как Клинский, Ногинский, Домодедовский, Раменский, Дмитровский, Сергиево-Посадский, города Коломна, Дубна, Железнодорожный, Серпухов.

Причем, как видите, я назвал не самые слабые муниципальные образования.

Вряд ли можно положительно оценить деятельность областных министерств и ведомств по выполнению задач по повышению заработной платы в реальном секторе экономики.

Наиболее высокая заработная плата зафиксирована в отрасли связи, но и она в два раза ниже, чем в Москве, средняя заработная плата строителей чуть выше среднеобластных показателей, зарплата работников коммунальной сферы, сельского хозяйства, торговли и общественного питания ниже среднеобластных показателей.

Соответствующие областные министерства и комитеты, считайте это для себя одной из основной задач, а через год посмотрим на Ваши результаты.

Практически не изменилась ситуация в сфере малого предпринимательства, где заработная плата составляет 60 процентов от среднеобластного значения.

Неспособность предпринимателя обеспечить уровень заработной платы на уровне среднеобластных значений, а минимальную – на уровне прожиточного минимума должна рассматриваться как приближение к банкротству, нежелание работать в Московской области.

Самойленко Дмитрию Николаевичу и главам муниципальных образований это необходимо держать на контроле.

Думаю, что при организации данной работы мы найдем поддержку и в инспекции по труду, и в федеральной антимонопольной службе, и в управлении налоговой службы.

В течение 2004 года нам удалось сократить задолженность предприятий по выплате заработной платы более чем в два раза.

При том, что в бюджетной сфере у нас нет задолженности уже несколько лет.

В соответствии с прогнозом развития в ближайшие 3 года уровень бедности в области сократится на 6 процентов, то есть на 2 процента в год.

Такие темпы меня не устраивают.

Анализ показывает, что к категории лиц, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, относятся наиболее незащищенные в социальном плане жители области.

Это пенсионеры либо лица, утратившие трудоспособность.

И наша с Вами святая обязанность помочь этим людям.

Для этого Комитету социальной защиты необходимо в первом полугодии завершить формирование персонифицированных баз данных жителей Московской области с доходами ниже прожиточного минимума, и на этой основе разработать программу социальных выплат, обеспечивающих подушевые доходы не ниже прожиточного минимума.

Еще одна категория граждан, требующая особого внимания – это лица, зарегистрированные службой занятости как безработные.

Удивительно, но в течение пяти лет эта цифра не меняется и колеблется в пределах 36-37 тысяч человек.

Складывается впечатление, что эта численность безработных минимальна и необходима для содержания армии чиновников в службе занятости.

В этой связи Сергею Николаевичу Кошману совместно с управлением по труду и социальным вопросам необходимо разработать предложения по сокращению безработицы в Московской области в конкретные сроки и определенных количествах.

Александру Васильевичу Горностаеву совместно с министерствами экономики и внешнеэкономических связей разработать порядок, при котором инвесторы при строительстве новых производств были бы обязаны создавать жилищный фонд для привлекаемой рабочей силы.

Думаю, что такой комплексный подход позволит во многом снизить остроту жилищной проблемы, создаст новые предпосылки для формирования территорий инвестиционной активности.

Эта задача становится еще более актуальной, поскольку, по предложению Московской области, Правительство Российской Федерации включило в план своей работы вопрос о выплате налога на доходы физических лиц не по месту работы, а по месту жительства.

В наступившем году всем нам предстоит огромная работа по преобразованию систем управления в образовании, здравоохранении, социальной защиты населения в свете новых законов, принятых Российской Федерацией.

Передача ряда полномочий на уровень субъектов Федерации требует по-новому взглянуть на многие процессы и, в первую очередь, связанные со средой обитания человека.

Для реализации поставленных Президентом Российской Федерации задач, Правительству области необходимо внедрить в системе образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующих привлечению внебюджетных средств и на этой основе повысить качество образования Московской области в целом.

В этих целях Министерству образования совместно с Главным управлением по труду и социальным вопросам, Министерством внешнеэкономических связей, отраслевыми министерствами, муниципальными образованиями необходимо разработать соответствующий комплекс мер.

В последние годы многое сделано в плане совершенствования системы оказания медицинской помощи населению.

Введены новые объекты, как стационарного лечения, так и поликлиник, идет замена устаревшего оборудования, вводится принципиально новые лечебные комплексы.

Приняты и реализуются программы реконструкции госпиталя ветеранов войны, МОНИКИ и НИИ акушерства и гинекологии области.

Восстанавливается аптечная сеть.

Московская область один из немногих субъектов, полностью выполняющих свои обязательства по уплате страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования за неработающее население.

Тем не менее, проблемы остаются и не редко носят весьма острый характер.

Несбалансированность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи с имеющимися финансовыми ресурсами, вызывает рост платности медицинских услуг, причем в теневых формах.

Росту теневого рынка в медицине способствуют также низкий уровень контроля, несоответствие цены и качества предоставляемых услуг и платежеспособности населения.

В то же время формирование легального рынка платных медицинских услуг сдерживается дороговизной инвестиций, длительностью сроков окупаемости, размытостью границ государственных обязательств.

Видимо настало время Правительству области на основе обобщения накопленного опыта определить долгосрочные инвестиционные приоритеты в здравоохранении.

Одновременно, необходимо приступить к разработке инвестиционной программы, предусматривающей создание региональных и межрегиональных платных лечебно-диагностических центров повышенной комфортности.

Социальная политика была и остается важнейшей задачей Правительства Московской области.

В связи с этим в 2005 году нам предстоит завершить построение единой системы управления социальной защитой населения и не только в плане передачи муниципальных учреждений социальной защиты в областную собственность, но и пересмотреть всю идеологию работы в этом направлении.

Однако механическое наращивание бюджетных ассигнований в рамках существующей системы органов социальной защиты без коренной перестройки форм и методов их работы вряд ли позволит существенно повысить качество работы.

Подтверждением тому явились первые дни наступившего года и первые результаты вступления в силу Федерального закона о монетизации льгот.

Неотъемлемой частью жизни, признаком цивилизованности общества - является культура.

Бесспорно, что государство никогда не уйдет из этого сектора, однако границы и пропорции участия государства и частного сектора в инвестировании культуры должны быть пересмотрены.

Сегодня, к сожалению, темпы роста бюджетных затрат на отрасль вдвое выше темпов прироста платных и предпринимательских услуг.

При этом уровень учтенной заработной платы в отрасли остается самым низким в области, материальная база изношена до предела, не отработаны механизмы привлечения инвестиций, отсутствует стимулирование развития платных услуг.

И здесь и Министерству культуры, и Министерству экономики необходимо хорошо подумать над проблемой резкого улучшения дел в данной области, начиная с 2005 года.

Не из легких ситуация и в сфере физической культуры и спорта.

Содержание бюджетных учреждений по факту их существования на основе сметы, а не по результатам деятельности, стимулирует иждивенчество за счет бюджета, не позволяет развивать качество услуг, создает предпосылки для развития теневой экономики.

Нам потребуется осуществить целый ряд мер по изменению принципов функционирования сети бюджетных учреждений в Московской области, механизмов их финансирования и контроля за количеством и объемами услуг.

Мы обязаны учитывать одно.

Любые преобразования должны улучшать качество жизни населения, а не наоборот.

В месте с тем, преобразования в социальной сфере возможны лишь при устойчивой работе экономики.

Мы набрали неплохие темпы. Позитивные изменения отмечены во всех отраслях и в большинстве муниципальных образований.

Но необходимо отметить, что не за горами время, когда валовой рост экономики приведет нас к ситуации, аналогичной энергетическому голоду начала 90-х годов.

Объем производства промышленной продукции в 2004 г. к 1990 году составил по ведущим отраслям промышленности:

"  машиностроению и металлообработке – 102,9%,

"  черной металлургии – 156,9%,

"  пищевой промышленности – 141,2%,

"  при этом в электроэнергетике – 61,3%.

Наряду с этим, необходимо приступить к поэтапной реструктуризации экономики, отдавая приоритеты тем отраслям и предприятиям, которые обеспечивают:

"  высокий уровень заработной платы;

"  высокие темпы обновления активной части основных фондов;

"  высокую степень инновационной активности и т.д..

Другими словами те отрасли и предприятия, которые наиболее подходят к требованиям всемирной торговой организации, вступление в которую не за горами.

Анализ показал, что к таким отраслям смело можно отнести:

"  энергетику;

"  связь и информатику;

"  грузовой транспорт и логистику;

"  стройиндустрию;

"  сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность;

"  потребительский рынок и услуги.

Создание новой структуры региональной экономики означает обеспечение опережающих темпов развития перспективных отраслей и секторов экономики, соответствующих экономике постиндустриального общества. И это объективный процесс. Структура экономики должна соответствовать требованиям рынка, главным из которых является конкурентоспособность.

Важным инструментом в повышении конкурентоспособности предприятий промышленности Московской области является сертификация производства на основе международных стандартов качества ИСО. Доля сертифицированных промышленных предприятий области невысока. Среди передовых предприятий лишь половина имеет международные сертификаты и то не на все технологии основного производства.

Необходимо отметить, что стратегия развития и модернизации экономики области в значительной степени расходится с представлениями Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, которое выстраивает модель развития страны на базе нефтегазового комплекса, а проблемы социально-экономического развития территорий не как цель, а как средство достижения неких макроэкономических показателей.

В государстве имеется громадный теневой рынок заработной платы, ведь понятно, что ни один человек не будет работать, чтобы обеспечить свое существование максимум на неделю.

Значит, есть скрытые источники доходов, как правило, незаконные.

Например, средняя заработная плата в международном аэропорту «Домодедово», где работают более 900 человек составляет 2 тысячи 747 рублей, а средняя заработная плата в торговле равна зарплате в образовании.

Поэтому выбранная Правительством области генеральная линия по созданию высокоэффективных производств с высокооплачиваемыми рабочими местами показала свою состоятельность и должна быть продолжена.

Нам и, прежде всего, экономическому и промышленному блокам Правительства области (и в первую очередь Крымову В.Б.) необходимо приступить к разработке полномасштабной программы реструктуризации экономики и осознанной политике размещения производительных сил.

Важным направлением для Правительства области остается развитие агропромышленного комплекса.

Пищевая промышленность остается наиболее привлекательной для инвесторов.

Только в прошлом году в этот сектор было направлено более 10 миллиардов рублей инвестиций.

Развитие промышленной переработки требует адекватного развития сельского хозяйства.

У нас фактически заново создана отрасль производства мяса, достигнуты рекордные для области цифры продуктивности молочного стада - 5152 килограмм на корову, производство яиц несушками выросло на 7 процентов и достигло 256 штук.

Тем не менее, борьба за объемы производства не дает заметного эффекта в финансово-хозяйственных показателях отрасли.

Более 150 хозяйств из 386 закончили год с убытками.

Средняя заработная плата в отрасли остается низкой, а условия труда тяжелыми.

Социальная инфраструктура сельских населенных пунктов отстает либо слабо интегрирована в структуры муниципальных образований.

В 2005 году завершают свое действие областные целевые программы в системе АПК.

Министерству экономики совместно с Министерством сельского хозяйства поручено разработать комплексную программу развития агропромышленного комплекса, основанную в первую очередь на повышении финансово-экономических показателей хозяйств, глубокой интеграции с перерабатывающими предприятиями и логистическими системами, обслуживающими торговые комплексы, росте заработной платы, улучшении качества жизни сельских тружеников и условий труда.

Важнейшей составляющей работы Правительства остается совершенствование жилищной политики как основы социальной стабильности и развития экономики.

То есть жилье и все что связано с его обслуживанием.

Повторяю, что мы вышли на первое место в России по вводу жилья.

Но, важно и сохранить набранные темпы, и значительно повысить качество работы в этой сфере. Я имею в виду:

"  повышение требований к комплексности застройки. Темпы строительства объектов социальной инфраструктуры должны соответствовать, а точнее опережать темпы жилищного строительства.

"  темпы ликвидации ветхого фонда не должны отставать от темпов ввода жилья.

"  необходимо иметь четкую программу реконструкции и модернизации старого жилого фонда в целях эффективного использования земель поселений, изменению архитектурного облика населенных пунктов.

"  Пора завершать работу по разработке программы модернизации жилищного и коммунального хозяйства, а главное системы управления данным комплексом.

Ну и наконец, самое важное для нас – это чтобы все работники бюджетной сферы должны быть обеспечены жильем.

При разработке программ развития образования, здравоохранения, культуры и других должны быть предусмотрены разделы для решения жилищных проблем работников бюджетной сферы, в том числе по ипотеке.

Высокие темпы развития экономики неминуемо приближают тот день, когда нам придется говорить о существенных ограничениях дальнейших возможностей роста.

Ряд из них проявляется уже сегодня, и мы должны учитывать их в своей работе.

Одно из них – это острейшая нехватка как высококвалифицированной, так и неквалифицированной рабочей силы.

Это вызывает мощный миграционный приток населения в область (по этому показателю мы занимаем первое место в России). Отказаться от которого мы в ближайшем обозримом будущем не сможем.

Более того, он будет нарастать.

В связи с этим должна быть сформирована внятная миграционная политика Правительства, а затем и соответствующая программа, основанная на ответственности работодателей за обеспечение качества жизни привлекаемых работников и соблюдении законодательства.

При создании нового производства необходимо добиваться, чтобы инвестор предусматривал формирование жилищного фонда для работников, привлекаемых из других регионов.

Особенностью работы экономики в наступившем году является нарастающий вал реформ и нормативных правовых актов федерального уровня, которые претерпевают изменения, еще не вступив в силу.

Такой подход порождает большую неразбериху.

Например, в ближайшее время мы столкнемся еще с одной проблемой, последствия которой пока трудно предсказать.

С 1 января текущего года изменен порядок формирования и предоставления бухгалтерской отчетности предприятиями.

Для большинства субъектов предпринимательства, особенно малого бизнеса, это как всегда стало неожиданностью

Трудно предположить, как это отразится на сборе налогов, и на оценке экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Шквал новых сложнейших нормативных правовых актов требует экстренных мер подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих.

Темпы и организация сегодняшней работы никого не могут устроить.

Управлению государственной и муниципальной службы необходимо в месячный срок представить предложения по организации этой работы во всех министерствах и ведомствах, определить сотрудников, обязанных обучать государственных и муниципальных служащих знанию новых законов и нормативных правовых актов, находящихся в компетенции того или иного государственного органа.

А начать нужно с переподготовки членов Правительства и глав муниципальных образований.

Подводя итоги выступления, хотел бы сконцентрировать Ваше внимание на основных задачах текущего года.

Первое:

Важнейшей задачей всех уровней власти является повышение темпов экономического развития области, выход на уровень 1991 года.

Второе:

В этом году мы должны выполнить большую часть работ по реформированию управления социальной сферой, именно:

-создание социального регистра населения и отраслевых регистров бюджетных учреждений;

-переход от сметного финансирования бюджетных учреждений к финансированию программ, обеспечивающих достижение конечных результатов.

Фактически необходимо создать экономику социальной сферы Московской области.

Координация за Министерством экономики.

Третье:

Задача первостепенной важности - это повышение заработной платы в бюджетной сфере и в региональном секторе экономики, повышение душевых доходов населения, борьба с бедностью.

Критерии эффективности такие:

-15 тысяч рублей – средняя заработная плата в реальном секторе экономики; в бюджетной сфере – 8 тысяч;

-реальные доходы на душу населения должны быть не меньше среднероссийских;

-количество жителей Подмосковья с доходами ниже прожиточного минимума должно сокращаться как минимум на 5% в год.

Разработать программу компенсационных выплат, повышающую доходы малоимущих до уровня прожиточного минимума.

Координирует Алексей Викторович Кузнецов, персонально отвечает Лагункина Валентина Ивановна, все отраслевые министры.

Четвертое:

Необходимо сделать следующие шаги в развитии жилищного строительства:

" завершить разработку и вынести на Правительство программу ипотечного кредитования, как основного механизма обеспечения жителей области доступным жильем;

" приступить к разработке программы модернизации и реконструкции устаревшего жилищного фонда, формирования современного архитектурного облика населенных пунктов;

"  разработать четкие критерии и механизмы, исходя из которых, при создании нового производства инвестор, предприниматель, предусматривал формирование жилищного фонда, в том числе для работников, привлекаемых из других регионов.

Эта задача Горностаева Александра Васильевича совместно с Министерством строительного комплекса и Министерством экономики.

Пятое.

Переход на экономически обоснованные тарифы в жилищно-коммунальной сфере, внедрение региональных механизмов требует перехода к следующему этапу - модернизации всего жилищно-коммунального хозяйства.

Эта задача должна приобрести программный характер и основана на привлечении внебюджетных инвестиций, в том числе предприятий и населения.

Министерству жилищно-коммунального хозяйства, Министерству экономики пора завершать работу над разработкой программы модернизации жилищного и коммунального хозяйства и системы управления данным комплексом и в течение первого квартала внести ее на рассмотрение Правительства.

Шестое.

Последние события требуют кардинальных изменений системы государственного регулирования экономических отношений и особенно в сфере ценовой и тарифной политики.

Алексею Викторовичу Кузнецову, Крымову Вячеславу Борисовичу необходимо разработать и предложить систему интеграции всех функций по реализации ценовой и тарифной политики, обеспечив сбалансированность интересов населения и объектов государственного регулирования.

Седьмое.

В марте текущего года мы должны представить Президенту Российской Федерации доклад о создании на территории области сегмента национальной инновационной системы.

Основными элементами системы должны стать: система показателей, характеризующих инновационную деятельность Московской области, Закон об инновационной деятельности, программа создания инфраструктуры, обеспечивающей реализацию закона. Проекты этих документов готовы. Петру Дмитриевичу Кацыву, совместно с Министерством экономики, Министерством промышленности, Комитетом по предпринимательству необходимо срочно внести данные документы на рассмотрение Правительства.

Восьмое.

Необходимо создать задел успешной работы экономики на 2006-2007 годы.

Объем внутренних инвестиций довести до 200 миллиардов рублей, и обеспечить привлечение иностранных инвестиций в объеме два с половиной миллиардов долларов.

Важнейшим условием формирования благоприятного инвестиционного климата должна стать разработка программы развития энергетического комплекса и транспортно-логистической системы.

Решение этой задачи возлагается соответственно на Пархоменко Игоря Олеговича и Кацыва Петра Дмитриевича.

Девятое.

Требуется ежедневная, кропотливая работа, высокая ответственность и постоянный контроль над исполнением бюджета, отягощенного перераспределением расходных полномочий и изменением порядка оформления налоговых платежей – это задача всех, без исключения, находящихся в зале.

И последнее.

Наступивший год не простой.

Это год, когда все мировое сообщество будет праздновать 60-летие Победы над фашизмом.

Подготовку к этому знаменательному событию необходимо начать немедленно.

Во-первых, мы должны найти возможность встретиться с каждым ветераном войны и решить все существующие у него жизненные проблемы.

Во-вторых, необходимо не откладывая на будущее проверить состояние памятников и иные места священной памяти, привести их в порядок, наметить места и меры по проведению праздничных мероприятий.

В-третьих, День Победы праздник всенародный. Это праздник и молодежи, и старшего поколения. Он всегда останется в памяти поколений.

Поэтому к 1 Мая область должна сверкать чистотой и праздничным блеском.

Думаю, вы все это понимаете. Уговаривать никого не надо.

Уверен, что мы справимся с поставленными задачами.

Алексею Борисовичу Пантелееву, Вячеславу Борисовичу Крымову обобщить материалы совещания и в месячный срок представить мне на утверждение план действий Правительства по реализации поставленных задач.

В заключение, хочу сердечно поблагодарить глав муниципальных образований, депутатов Государственной и Московской областной Думы, членов Правительства области и руководителей государственных исполнительных органов власти, руководителей территориальных федеральных органов власти на территории Московской области за большую созидательную, реальную работу на благо нашей страны и Московской области.

Я благодарю Вас и за то, что у нас действительно очень хорошая совместная спокойная работа, что у нас практически отсутствую элементы политического популизма, хотя и присутствует (и это правильно) у каждого своя точка зрения и споры на заседаниях Правительства и Московской областной Думы на этапе принятия и обеспечения решений.

Спасибо средствам массовой информации за Вашу активную деятельность по информированию населения по обсуждению различных проблем, в том числе очень острых, за критику исполнительных органов власти, за толковые предложения, словом, за все нужное, справедливое и важное.

Особая благодарность – ветеранам, людям старшего поколения за твердость духа и большую работу с молодежью, за их мудрость и мужество.

Не могу не поблагодарить различные общественные организации и профсоюзы.

И, наконец, самые теплые слова нашей Московской епархии, во главе с Митрополитом Ювеналием.



© Copyright 2003-2006
Центр электронных СМИ Московской области
Notamedia.ru
Все права на материалы, находящиеся на сайте bgromov.ru, охраняются
в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и
смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка
(hyperlink) на сайт bgromov.ru обязательна.
(Условия ограниченного использования материалов.)