Пресса

Интервью Губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова редакции

«Комсомольская правда», 3 августа 2005 года

Борис ГРОМОВ

Народ стал доставать деньги из кубышки

На днях состоялось подведение итогов работы правительства Московской области за первое полугодие.

С одной стороны, по мнению главы Подмосковья, область продолжает устойчиво наращивать экономический потенциал, и как следствие, растет качество и уровень жизни населения.

С другой - трехлетний устойчивый рост экономики, благоприятная экономическая конъюнктура породили состояние эйфории у некоторых руководителей областного и муниципального масштаба.

И что же, интересно узнать, получается в «сухом остатке»? С этого мы и начали разговор с Борисом Всеволодовичем.

-Получается нормально. По данным Госстатистики Подмосковье остается в числе наиболее экономически развитых регионов страны. Об этом говорит индекс промышленного производства за первое полугодие - он на уровне 125 процентов. В России - немногим более 100 процентов. Так что в целом область поработала хорошо.

А по ряду показателей нам удалось еще выше поднять рейтинг области. В традиционном секторе промышленного производства - обрабатывающей промышленности, рост составил более 127 процентов, что выше среднероссийских значений. Хотя и с трудом, но удается выдерживать набранные в прошлом году темпы ввода жилья. А они тоже выше, чем по стране. Продолжается реструктуризация агропрома. Производство мяса за истекший период возросло на 9 процентов. В то время как в среднем по России его производство падает.

-А как с инвестициями?

-Подмосковье вышло на третье место в России по объему иностранных инвестиций. Их рост составил 143 процента, а в абсолютном выражении - более 1 миллиарда долларов за полгода. Так пойдет - мы впервые преодолеем двухмиллиардный рубеж иностранных капиталов.

-Как пережило Подмосковье монетизацию?

-По всем направлениям область устойчиво выполняет свои обязательства. Мы провели мониторинг. Он показал: предоставление мер социальной поддержки проходит в нормальном режиме. Острые проблемы, имевшие место в начале года, решены.

На финансирование денежных выплат из бюджета области было направлено 402 миллиона рублей, на обеспечение дополнительных денежных выплат - 590 миллионов. Льготами по оплате жилья и коммунальных услуг в настоящее время пользуется 1,5 миллиона человек. На финансирование льгот по жилью и коммунальным услугам из бюджета области направлено почти 1,7 миллиарда рублей. Треть населения области пользуются правом на льготный проезд.

-А есть ли что-то в ваших личных ощущениях, в поведении людей, говорящее об улучшении жизни?

-Есть. И это вижу не я один. В людях появляется уверенность в жизни. О чем говорит хотя бы то, что население стало больше покупать товаров дорогостоящих и длительного пользования.

Люди смелее стали брать потребительские кредиты. Они активнее участвуют в том же ипотечном строительстве жилья. Иными словами, народ стал вынимать деньги из кубышки. Вот это и есть самый важный показатель его возрастающей уверенности в завтрашнем дне.

-А есть оттуда что доставать?

-Понимаю, куда вы клоните. По сравнению с январем она увеличилась почти на 12 с половиной процентов и превысила 9 тысяч рублей.

Средний заработок сейчас в здравоохранении, образовании, в организациях культуры и спорта - от 8 до 8,5 тысяч рублей. Практически в бюджетной сфере ликвидирована отраслевая разница в заработной плате. Соответственно увеличились и среднедушевые доходы населения. Причем увеличились резко, почти на 2400 рублей и составили 7351 рубль.

С такими деньгами в бутик, конечно, не пойдешь, и иномарку не купишь, но это все же не те 2-3 тысячи, на которые еще пару лет назад жила половина населения области.

-Если все нормально, как вы рассказываете, что же тогда вызывает беспокойство при подведении полугодовых итогов? «Об чем» печаль?

- Печаль о темпах. Мы потихоньку забуксовали. Причем на ровном месте. Я называл индекс промышленного производства. На фоне России он по-прежнему растет, а по сравнению со своими, внутрирегиональными показателями прошлых лет наблюдается снижение. К сожалению, выросла доля убыточных предприятий. Наверное, что-то можно списать на реформы налоговой системы и изменения в методологии статистического учета. Однако и в том, и в другом случае необходимы анализ и программа действий.

Или взять те же инвестиции. Бесспорно, в 2004 году мы набрали значительные темпы их привлечения и освоения. Понятно, что удерживать столь высокие темпы тяжело. Но и падения объемов освоенных инвестиций нельзя допускать. А у нас по сравнению с тем же периодом прошлого года объем освоения составил 85 процентов.

Теперь посмотрим на заработную плату...

-Неужто и ростом зарплаты вы недовольны?

-Несмотря на видимые успехи, данной работе не придана соответствующая значимость.

Правительство выполняет свои обязательства по выплате и увеличению заработной платы работникам бюджетной сферы в полном объеме. У нас нет долгов. Другое дело - реальный сектор экономики и федеральный бюджет. Задолженность по заработной плате по сравнению с декабрем 2004 года сократилась всего на 1 миллион рублей и составила на 1 июля 117 миллионов рублей. Задолженность федерального бюджета увеличилась фактически вдвое и составила 18 миллионов рублей. 84 процента задолженности по заработной плате складывается по вине организаций.

Чему уж тут радоваться? Не снимая ответственности с правительства области, хочу подчеркнуть, что успех в организации работы по повышению уровня заработной платы, а значит повышение эффективности экономики в определяющей степени зависит от глав муниципальных образований. Сегодня успешность той или иной фирмы должна определяться не столько объемами производства и не видами производства, сколько уровнем заработной платы, условиями труда, культурой производства.

-А можно влиять на эти процессы?

-И можно, и нужно. Приведу пример. Два года назад, на годовом подведении итогов, я вынужден был обратить внимание главы Домодедовского района на низкий уровень заработной платы в районе. Он был почти вдвое ниже среднеобластного. Сейчас средняя заработная плата в Домодедово составляет почти 9 с половиной тысяч рублей и превышает среднеобластной уровень. Значит, есть методы. Есть механизмы.

-На этом совещании вы обнародовали тот факт, что, оказывается, на протяжении ряда лет уровень инфляции превышает среднероссийские показатели почти на полтора процента. Почему?

-Несмотря на то, что темпы роста заработной платы в области опережают уровень инфляции, значение самой инфляции неоправданно высоко. В условиях восстановления экономики, когда привлекались капиталы в развитие потребительского рынка области, повышенный рост цен был в какой-то степени оправдан. Однако введение в действие 122-20 закона, анализ факторов, влияющих на рост инфляции в области, заставляет по-новому взглянуть на ценовую и тарифную политику в области.

А точнее, мы должны найти механизмы регулирования уровня прожиточного минимума населения.

Прежде всего я имею в виду цены на продовольственные товары, входящие в минимальную потребительскую корзину, и коммунальные платежи. Именно рост тарифов на коммунальные услуги в определяющей степени влияет в целом на рост прожиточного минимума, и на уровень инфляции.

-И все-таки, механизм снижения цен на ту же «коммуналку» уже «конструируется»?

-Министерство экономики области уже получило распоряжения   ужесточить требования при аккредитации организаций, осуществляющих независимую экспертизу тарифов. Мы проведем аудит организаций коммунального хозяйства. Цель его - исключить из расчетов тарифов непрофильные затраты, разработать программу технологической модернизации коммунального и теплоэнергетического хозяйства. Мы пришли к пониманию, что нужно разработать систему мер, позволяющих стабилизировать цены на товары, формирующие минимальную потребительскую корзину. Это не означает, что мы стремимся заменить рыночные регуляторы на административные. Это значит, система ценообразования должна быть прозрачной, понятной для населения и контролируемой государством.

-Борис Всеволодович, а каков прогноз?

-Прогноз самый оптимистичный. Мы набрали приличный ход. Важно сохранить его. Сейчас главная задача -сконцентрировать усилия на наиболее узких местах, преодолеть отставание на отдельных направлениях. И мы обязательно завершим, как и планировали, год с высокими показателями, тем самым обеспечив успешный старт в 2006 году. Это потребует жесткой дисциплины, слаженной работы всех звеньев управления области. Другого выхода нет.

Беседовал
Николай ЛОБОДЮК
«Комсомольская правда», 2 августа 2005 г.