На главную страницу    
[Полномочия Губернатора] [Текущая деятельность] [Предвыборная программа] [Команда Губернатора] [Громов - гражданин] [Контакты]  
     
«ЭКОРЕСУРС». № 1, 2003 г. от 05.03.2003

Архив публикаций.

Назад

  ПОДМОСКОВЬЕ КАК ВОЗМОЖНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПОЛИГОН

Ответы губернатора Московской области, Героя Советского Союза Бориса Всеволодовича Громова на вопросы журнала «ЭКОРЕСУРС»

-Борис Всеволодович, вы управляете уникальным регионом, разорванным ядром мегаполиса со всеми признаками государства. Москва одновременно объединяет и разъединяет территорию области. В связи с этим, какая стратегия отношений выбрана вашей командой для эффективного взаимодействия этих субъектов федерации?

-В течение последних двух лет Московская область является одним из самых динамично развивающихся регионов России со стабильным финансово-экономическим положением. Не примите мои слова за саморекламу. Поступательное движение области подтверждается данными Мособлкомстата. Цифр много. Не буду ими утомлять читателей журнала. Назову только две. С 57 места по уровню жизни среди субъектов Российской Федерации в начале 2000 года, когда я с командой пришел к руководству Подмосковьем, область сегодня переместилась на второе место.

Теперь о ядре мегаполиса.

Действительно, область разорвана ядром такого мегаполиса как Москва с ее 9-миллионным населением. Соседство с таким гигантским городом создает ряд проблем: имеется определенное недопонимание со стороны столичных властей по экологическим, имущественно-территориальным отношениям, сохранению лесного фонда. Есть ряд болезненных точек, к примеру, неурегулированность границы между Москвой и областью, которая была впервые инициирована столицей в 1999 году. Надеюсь, все эти проблемы успешно разрешаться. Хотел бы подчеркнуть, что руководство Московской области стремится урегулировать возникающие разногласия и противоречия с Москвой путем поиска приемлемого решения с учетом интересов жителей Подмосковья.

- Из этого соседства, наверное, невозможно не извлечь и каких-то плюсов для себя?

- Тут и гадать нечего. Все лежит на поверхности. Подобное соседство способствует усилению внимания российских и зарубежных инвесторов с целью выгодного вложения капитала, развитию наукоемких и инновационных технологий, малого и среднего бизнеса, что, в свою очередь, обеспечивает занятость населения Подмосковья.

Одним из шагов в направлении эффективного взаимодействия двух соседствующих субъектов Федерации явилось создание Объединенной коллегии исполнительных органов государственной власти Москвы и Московской области. По-видимому, образование подобной структуры в двух крупнейших субъектах Федерации – уникальнейший опыт для России. Ведь общая численность населения “ядра” и его “пояса” – более 15 миллионов человек. Иными словами, то, что мы нарабатываем, касается каждого десятого россиянина, живущего в нашем умозрительно “объединенном” регионе.

За время существования Объединенной коллегии отработаны совместные решения по многим вопросам. К ним относятся расширение сотрудничества Москвы и Московской области в сфере поддержки и развития малого бизнеса, конкретные меры по реализации государственной политики в области контроля за производством, качеством и оборотом алкогольной продукции в нашем обширном регионе, расположенном в европейском центре России. Найдены точки соприкосновения и продуктивного продвижения вперед с целью совершенствования инженерной и социальной инфраструктур сезонных поселений на территории Московской области. Намечена совместная региональная целевая программа по развитию птицеводства. Огромным достижением считаю и то, что нам удалось совместно рассмотреть задачи по таким проблемам современной жизни, как борьба с наркоманией и профилактика нарушений среди молодежи, вопросы социального сиротства и еще ряд других социально значимых проблем.

Полагаю, что положительный совместный опыт работы продвинет нас к повышению качества жизни и благосостояния населения Подмосковья до уровня жизни москвичей.

-Считаете ли вы наукоемкие технологии основой дальнейшего подъема области или видите другие стержневые направления развития региона?

- Надо признать, уже стало общим местом, что Московская область – это действительно территория с высокой концентрацией научно-технического и интеллектуального потенциала. Что есть, то есть. По численности занятых научными исследованиями и разработками регион занимает третье место в стране после Москвы и Санкт-Петербурга.

Да, мы считаем – инновационный путь развития, путь, основанный на внедрении достижений науки и технологий в производство и получении в результате высокотехнологической продукции и интеллектуальных услуг, является стратегическим направлением развития области. Кроме того, а это не менее важно, именно такой подход к стратегии развития экономики и обеспечивает конкурентноспособность на внутреннем и внешнем рынках.

-Таким образом, Московская область обладает на сегодня стратегией наукоемких технологий и во многом на этой основе строит свои прогнозные ожидания?

- Не только наши уже заметные успехи – весь мировой опыт последнего времени свидетельствует: в современных условиях существенно возрастает ценность интеллектуального труда, а достижения науки и технологий определяют динамику экономического роста регионов и стран в целом.

Мы полностью поддерживаем положения “Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу” о необходимости создания национальной инновационной системы. Возглавляемое мной правительство выступило с инициативой придать области статус полигона для отработки элементов такой системы. Мы подтвердили это намерение на недавнем заседании Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям.

- Заявленные инициативы не всегда имеют практическое продолжение…

- Научные организации, расположенные в Подмосковье, уже работают практически по всем Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Этот факт обязывает органы государственной власти Московской области в пределах своей компетенции планомерно реализовывать и постоянно совершенствовать государственную научно-техническую и инновационную политику. Мы не только декларируем государственную поддержку инновационной экономике в областном законодательстве, но и фактически ее осуществляем.

Коснемся, в частности, грантов. Они предоставляются не кому попало, а только тем фундаментальным и инновационным проектам, которые нацелены на доведение научных разработок в различных отраслях знаний до их практического использования в интересах социально-экономического развития. Причем не только Московской области, но и всего государства. В 2002 году было профинансировано 100 проектов в области фундаментальной науки и инноватики. Финансовая поддержка предоставлялась как из бюджета области, так и на конкурсной и паритетной основе совместно с Российским Фондом фундаментальных исследований и Минпромнауки России.

Совместно с Российским фондом фундаментальных исследований и Российской академией наук мы ежегодно проводим в наукоградах Подмосковья цикл научно- практических конференций. Эти форумы обеспечивают мониторинг грантов и представляют достигнутые за год научные результаты и их практическую реализацию. По инициативе Московской области в декабре прошлого года в г. Дубне проведена международная конференция “Интеллектуальный мост Россия – Запад. Проблемы, перспективы”. Эта конференция может послужить пилотным проектом по сохранению и укреплению деловых и творческих связей с нашими учеными и специалистами, проживающими и работающими за рубежом.

Кроме того, в Московской области создана сеть образовательных учреждений, способствующих сохранению научного потенциала наукоградов. В конце минувшего года нами совместно с Российской академией наук подписано соглашение о создании в 2003 году в г. Черноголовке Инновационно-технологического центра.

Область применения новых наукоемких технологий, о которых вы упомянули – это не только высокотехнологичные производства. Новые решения требуются и в сельском хозяйстве, и во всех отраслях промышленности, в ЖКХ и в сфере услуг. При этом необходимо учитывать вопросы экологии, энергосбережения и много других факторов. Работа предстоит сложная, но правительство области уверено в правильности избранной стратегии и сделает все для ее реализации.

- Готовится реформа местного самоуправления. Что может ожидать область в результате реформы, учитывая разнообразие существующих в ней форм самоуправления? Как вы оцениваете систему местного самоуправления области сегодня?

-Реформирование системы местного самоуправления должно осуществляться в рамках единой государственной политики. Это истина, не требующая, по-моему, пустопорожних дискуссий. Однако каким будет характер этого реформирования, какова его философия - вот что важно, вот чем стоит озаботиться. Правительство, депутаты и руководители муниципальных образований Московской области уже сейчас пришли к выводу, что предложенные изменения в системе местного самоуправления не в полной мере отвечают интересам нашего региона в том виде, который изложен в разработанном Комиссией проекте федерального закона.

Что нас настораживает и беспокоит…

Согласно сегодняшнему территориальному устройству, в Московской области функционирует 73 муниципальных образования. Это довольно большое количество субъектов правопользования. Оказывается, это еще не предел. Анализируем проект федерального закона, и что мы видим? В случае осуществления его положений возможна еще более пестрая картина местного самоуправления на территории Московской области. В перспективе могут сформироваться 13 городских, 76 поселковых, 351 сельское поселение. Это, так сказать, нижний ярус иерархической лестницы местного самоуправления. Ступенькой выше мы можем получить 64 городских округа и 39 муниципальных районов. Итого – 543 муниципальных образования.

Появление на территории Подмосковья более 500 муниципальных образований значительно усложнит выстраивание прежде всего - и более всего! - межбюджетных отношений. В частности, усложнится формирование консолидированного бюджета области. Для эффективной организации взаимодействия органов государственной власти региона с органами местного самоуправления придется либо существенно увеличивать штатную численность центральных властных структур области, осуществляющей такое взаимодействие, либо создавать территориальные исполнительные органы государственной власти Московской области, что также приведет к раздуванию аппарата. Кроме того, значительно увеличится количество муниципальных служащих органов местного самоуправления.

-Есть проект реформирования местного самоуправления. Какую альтернативу предложенной схеме видите вы?

- Позиция Московской области (и членов Правительства, и депутатов областной Думы, и руководителей на местах) по отношению к предлагаемому реформированию системы местного самоуправления заключается в том, что действующее законодательство в этой сфере обладает огромным неиспользованным потенциалом. Поэтому необходимо не ломать сложившуюся систему, а исправлять, уточнять и дополнять те положения законодательства, которые тормозят дальнейшее развитие местного самоуправления. Для укрепления государственности, стабилизации политической и социально-экономической обстановки требуется не радикальное изменение направления реформы местного самоуправления, а поступательное ее развитие, регулярная корректировка с учетом реально складывающейся ситуации в регионах.

Считаю необходимым еще раз подчеркнуть: дальнейшее развитие местного самоуправления необходимо. Об этом никто не спорит. Жизнь не заставишь стоять на месте. Вместе с тем, реализовывать реформы мы должны эволюционным путем, согласованно, без потрясений. Столь масштабная реформа, во многом судьбоносная для России, должна осуществляться поступательно, с очень точным просчетом последствий на каждом этапе по пути ее продвижения. Все этапы желательно строго “синхронизировать” с изменениями по другим направлениям развития российской государственности. И прежде всего в уточнении межбюджетных отношений. Никакие новации, пусть самые благие, в законодательстве не дадут ожидаемого эффекта, если не будут в полной мере обеспечены финансово-бюджетными средствами. А для этого еще необходимо внести поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации.

Подытоживая разговор на эту важную тему, можно сказать следующее. Местное самоуправление в Московской области, как и в любом другом субъекте России, испытывает определенные трудности. Однако в общей системе управления оно функционирует достаточно успешно. Об этом свидетельствуют постоянно повышающийся доход граждан, рост промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиционная привлекательность нашего региона, в том числе для иностранного капитала, стабилизация общественно-политической жизни населения. Так стоит ли на переправе менять переправу? Не лучше ли ее модернизировать с учетом интересов регионов, во имя общих интересов России. Полагаю, что так будет лучше. Сохранится два важнейших условия для всего непростого процесса налаживания жизни в нашей стране: преемственность власти на местах и стабильность социально-экономического положения в масштабах всей страны.

Подготовлено пресс-службой губернатора

 
губернатор   деятельность   программа   команда   гражданин   контакты
Copyright © 2001 Информационная служба Громова
E-mail приемной:
Телефон пресс-службы: 206-60-63
Отдел приема граждан: 206-09-85
  сделано в  студии ИНИСТ дизайн
информация о сервере