На главную страницу    
[Полномочия Губернатора] [Текущая деятельность] [Предвыборная программа] [Команда Губернатора] [Громов - гражданин] [Контакты]  
     
Журнал «VIP-Premier» от 17.05.2002

Архив публикаций.

Назад

  Люди должны иметь равные социальные гарантии

Прошла уже половина срока президента Владимира Путина. Каковы, по-вашему, основные результаты деятельности президентской команды?

-Главный итог работы Президента и его команды заключается, на мой взгляд, в том, что россияне уже с большей уверенностью смотрят в будущее. Если человек начинает строить свои планы не только на завтрашний день, но и заглядывать далеко вперед, значит, он увидел, как говорится, свет в конце тоннеля, его социальное самочувствие улучшилось.

Действительно, реальные доходы граждан выросли почти на 6 процентов, размер средней пенсии обогнал прожиточный минимум пожилого человека. Еще один показатель экономического роста, а, значит, и гарантии дальнейшего повышения жизненного уровня, - профицитный бюджет государства. Мы в области по себе знаем, как важен динамично развивающийся бюджет для улучшения дел, и, прежде всего, в социальной сфере.

Вместе с тем, эти достижения выглядят как начальные, стартовые. Я рад тому, что у нас в стране сегодня есть такой Президент, как Владимир Владимирович Путин.

С какими основными проблемами приходится сталкиваться Вам при решении социальных и других вопросов городов и поселков Московской области?

-При управлении огромным регионом с многомиллионным населением те или иные проблемы, как вы понимаете, возникают постоянно. В 2000 году, когда я сформировал областное правительство, Подмосковье переживало финансово-экономический и социальный кризис. Регион фактически находился на грани банкротства и обострения социально-политической напряженности. За счет форсированного подъема экономики, увеличения поступлений в бюджет от сбора налогов нам удалось вывести область из состояния стагнации и приступить к обширной программе повышения благосостояния населения.

Сегодня мы можем констатировать, что социально-экономическая ситуация в Подмосковье стабилизировалась и имеет тенденцию к постоянному улучшению. Главное, мы несколько раз повышали зарплату бюджетникам, увеличивали доплаты к государственным социальным пенсиям. И будем наращивать усилия в этом направлении.

Тем не менее, проблем еще хватает. Но важно то, что на сегодняшний день у нас уже выработался системный подход к их решению. Он основан на стратегическом выборе целей, долгосрочном и тактическом планировании, концентрации сил и возможностей на важных направлениях.

Одно из таких направлений - выравнивание различий в экономическом потенциале и уровне жизни муниципальных образований. Люди должны иметь равные социальные гарантии, быть обеспеченными объектами социальной инфраструктуры – больницами, школами, детскими садами и т.д. - независимо от места проживания.

Мы этим занимаемся с 2000 года. По нашей инициативе, например, многие муниципальные образования разработали и утвердили на Правительстве и коллегии Министерства промышленности и науки Московской области комплексные планы приоритетного развития промышленных предприятий. И все они имеют темпы роста промышленного производства выше, чем в среднем по области. Растут здесь и налоговые поступления в областной консолидированный бюджет. И, естественно, растет бюджетная обеспеченность районов, повышается уровень жизни населения. Некоторые из муниципальных образований в результате этой работы уже вышли из разряда дотационных.

Большие, и вполне обоснованные, надежды мы возлагаем и на развитие внутриобластной кооперации. Это позволяет загружать свободные производственные мощности, создавать дополнительные рабочие места, замыкать финансовые потоки внутри региона и направлять их на повышение уровня жизни в Подмосковье.

Еще одна животрепещущая проблема - ликвидация задолженностей муниципальных образований за потребленную электроэнергию, газ, водоснабжение и канализированные стоки. Накопленная задолженность является серьезным сдерживающим фактором развития экономики области. И мы сейчас вплотную занимаемся этим вопросом. Ясно, что муниципальные образования в одиночку выйти из этого положения не в состоянии. Для погашения долгов необходимо задействовать не только финансовые ресурсы всей области, но и провести ряд организационных и технических мероприятий. Правительство области взяло на себя обязательство разработать программу реструктуризации задолженности муниципальных образований.

Болезненными проблемами остаются обеспечение жителей области жильем, качество транспортного и коммунального обслуживания, телефонизация области. За два года по всем этим направлениям мы, естественно, значительно продвинулись вперед. Например, по вводу жилых домов мы вышли на вторую позицию в России. В транспортном комплексе области много сделано для обновления автобусного парка (приобретено 700 автобусов), введено в эксплуатацию 2 автовокзала и завершается реконструкция автовокзала в городе Дмитрове, развивается троллейбусное движение в городах Видное, Подольск и Химки, совершенствуются схемы маршрутных перевозок пассажиров. Мы отремонтировали свыше 2 тысяч дорог, построили и реконструировали 35 мостов.

Жилищно-коммунальном хозяйство области мы получили в 2000 году в крайне запущенном состоянии. Износ теплосетей, котельных подошел к критической черте – от 40 до 60 процентов. Сегодня этот комплекс стал работать более устойчиво. В нынешнем году мы добавили муниципальным образованиям средства из бюджета на содержание ЖКХ.

Что касается, скажем, телефонизации районов и городов Подмосковья, то более 50 тысяч семей только в 2001 году получили телефоны, 2 тысячи телефонов установлено ветеранам Великой Отечественной войны. Впервые выделены средства на телефонизацию сельской местности, отдаленных и малонаселенных пунктов, фермерских хозяйств.

Но, не смотря на это, нерешенных вопросов остается еще много. Главное, как я уже говорил выше, мы знаем на них ответы, и работаем над тем, чтобы снять их с повестки дня.

Не кажется ли Вам, что в решении социальных, экономических и политических вопросов в центре и регионах чувствуется некоторое затишье? Справедливо ли высказываемое подчас в печати мнение о некоторой самоуспокоенности властных структур при наличие большого числа нерешенных экономических и социальных задач?

-Это иллюзия, что в наши дни можно на время отложить в сторону дела, расслабиться, почить на лаврах. Ни один серьезный политический или государственный деятель, обладающий развитым чувством ответственности, не может себе этого позволить. Во всяком случае, Правительство Московской области вот уже больше двух лет кряду живет и работает в весьма напряженном ритме. Даже во время многочисленных выходных в мае я, мои заместители и многие министры совершали рабочие поездки по области, проводили запланированные деловые встречи.

Поэтому могу согласиться только с утверждением о том, что в регионах и в стране в целом есть еще много нерешенных экономических и социальных задач. Поэтому о самоуспокоенности властных структур не может быть и речи.

В настоящее время в Правительстве Российской Федерации разрабатывается программа реформирования оборонного комплекса. Какое участие в этом принимают региональные власти? Как, по-вашему, должно осуществляться реформирование оборонного комплекса в Подмосковье?

-Вы затронули крайне важный для нас вопрос. Организации оборонно-промышленного комплекса составляют значительную часть промышленного потенциала Московской области. Достаточно сказать, что численность работников ОПК составляет порядка 26 процентов от численности персонала всех промышленных и научных организаций области, а объем промышленного производства оборонного комплекса Подмосковья в 2001 году составил более 44 млрд. рублей или 21 процент от общего объема промышленной продукции подмосковного региона. И это притом, что «оборонка» все еще находится в довольно трудном положении. Поэтому основным направлением в работе с оборонной промышленностью и наукой было и остается создание условий для их эффективного функционирования.

Московская область приняла активное участие в подготовке Основ политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Отношения с курируемыми оборонными организациями мы строим в соответствии с соглашениями о сотрудничестве, заключенными между Правительством Московской области и федеральными агентствами.

В прошлом году мы сосредоточили основные усилия на конкретных организациях ОПК, которые в результате обвального сокращения государственного оборонного заказа оказались на грани банкротства. В процессе этой работы удалось, во-первых, сформулировать ряд проблемных систем функционирования ОПК и вынести на федеральный уровень предложения по их решению. Во-вторых, мы приобрели практику концентрации усилий федерального центра и региона по стабилизации финансово-экономического положения предприятий. Мы убеждены в том, что требуется совместная разработка решений, прежде всего в части диверсификации производства ОПК, развитию совместных с оборонными агентствами конверсионных программ.

Сложность проблемы требует целенаправленного системного подхода. В связи с этим мы готовим ряд областных программ, таких, например, как «Поддержка реформирования организаций оборонно-промышленного комплекса, расположенных на территории Московской области, на 2003-2006 годы» и «Развитие конверсионных разработок организаций оборонно-промышленного комплекса, расположенных на территории Московской области, на 2003-2006 годы».

Уже сегодня в области действует разработанный Правительством Московской области и принятый Московской областной Думой Закон о внесении изменений в областное законодательство, регулирующее налоговые льготы. В 2001 году льготами пользовались более 50 организаций ОПК, при этом сумма льгот превысила 70 млн. рублей. В нынешнем году этими льготами могут воспользоваться более 100 организаций. Для этого им необходимо в соответствии с областным законом провести регистрацию своих контрактов на выполнение работ в рамках государственного оборонного заказа в Министерстве промышленности и науки Московской области.

В 2002 году ожидается увеличение бюджетного финансирования федеральных целевых оборонных программ более чем на 19 процентов. Очень важно, чтобы директорский корпус предприятий ОПК в Московской области обеспечил активное участие своих трудовых коллективов в этих программах.

Уверен, федеральный центр и область сообща решат проблему ОПК.

В Государственной Думе приняты и ожидают рассмотрения ряд законодательных актов о земле. Как, по-вашему мнению, они улучшат положение регионов? Что необходимо сделать для того, чтобы законы, регулирующие землепользование, были выгодны и федеральному центру, и региону?

-Прежде всего, необходимо, чтобы в период рассмотрения законодательных актов о земле был услышан голос самих регионов. Не так давно в Тамбове состоялось совещание представителей исполнительной и законодательной власти субъектов Центрального федерального округа Российской Федерации по обсуждению проекта Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». По моему поручению участие в работе совещания принял вице-губернатор Московской области М.А. Мень, возглавляющий Межведомственную комиссию по координации земельных отношений на территории Московской области. Мы считаем, что законопроект не предусматривает механизма урегулирования всех случаев оборотов земельных участков. Эти и другие замечания и предложения от Московской области на совещании высказаны.

Если говорить конкретно о ситуации в Подмосковье, то одним из основных направлений работы областного Правительства является создание цивилизованного рынка земли, максимальное использование земельных ресурсов для инвестирования в экономику региона (к слову сказать, с инвестиционной точки зрения потенциал у области выше, чем у Москвы). В настоящее время в Подмосковье наблюдается строительно-инвестиционный бум. Правительство ежемесячно рассматривает до 100 инвестиционных проектов – от строительства частных домов и мелких торговых точек до возведения гипермаркетов и промышленных предприятий. Среди многих условий предоставления аренды земельных участков на одном из первых мест находится принцип – не навреди природе, экологии.

Уже заключено около 40 тысяч договоров аренды земельных участков, создана необходимая нормативная и правовая база продажи и аренды земли, приняты постановления о делегировании отдельных полномочий муниципальным образованиям Московской области. Московская областная Дума привела местное земельное законодательство в соответствие с Земельным кодексом. Но эта работа не закончена. Создана рабочая группа в составе членов Правительства и Мособлдумы, которая занимается дальнейшей доработкой областного законодательства в свете Закона о разграничении земель по принадлежности к Федерации, субъекту Федерации и к муниципальному образованию.

Московская область славится как один из центров организации отдыха и туризма в Центральной России. Какое внимание уделяется этому сектору экономики Подмосковья?

-Скажу больше: на Московскую область приходится более 20 процентов туристских ресурсов всей России. В регионе расположены 450 ценных культовых сооружений, 150 старинных усадеб, 97 музеев, 26 центров декоративно-прикладного искусства, 45 предприятий народных художественных промыслов, 988 объектов рекреации (санатории, дома и базы отдыха, пансионаты и т.д.), проложены десятки экскурсионных маршрутов. Это большой потенциал, и Правительство Московской области уделяет большое значение становлению этого вида индустрии как высокодоходной отрасли экономики Подмосковья. В 2001 году поступления в областной бюджет от туристской деятельности составили 54,7 млн. рублей.

С января 2002 года мы приступили к реализации областной целевой программы «Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы». Подчеркну, что в Подмосковье она принимается впервые. Программные мероприятия предусматривают организацию и координацию туристской деятельности, формирование областной туристской инфраструктуры, развитие межрегиональных и международных связей в сфере туризма. Сориентирована программа и на реконструкцию и строительство объектов размещения, развитие народных художественных промыслов, восстановление и реставрацию памятников архитектуры и культуры. Не забыты подготовка кадров, рекламно-информационное обеспечение, а также создание комплексной системы спасения в индустрии туризма.

В рамках программы уже осуществляется реконструкция гостиницы в городе Сергиев Посад, строительство туристско-гостиничного комплекса в Сергиево-Посадском районе и горнолыжного комплекса в Дмитровском районе. Все перечисленные объекты финансируются из средств инвесторов. В этом, кстати, главная особенность областной целевой программы – на бюджетное финансирование приходится всего 1,4 процента от общего объема финансирования. Остальные средства будут получены за счет привлеченных инвестиций.

Программа будет способствовать не только созданию сбалансированного рынка туристских услуг, но и стимулированию развития других отраслей экономики – таких, как транспорт, сельское хозяйство, связь, торговля, система общественного питания, дорожное строительство, производство изделий народных художественных промыслов и ремесел.

Мы планируем, что в результате реализации программы поступления от туристской деятельности в областной бюджет увеличатся не менее чем в 5 раз по сравнению с 2001 годом.

Скоро исполняется два года с момента образования федеральных округов. В связи с этим хотелось бы знать, как складываются Ваши отношения с Полномочным представителем Президента в Центральном федеральном округе? Что, по-вашему, необходимо сделать для наиболее результативной деятельности этой структуры?

-Два года – достаточный срок, чтобы оценить результативность работы любой структуры. Создание федеральных округов стало президентским ответом на вызов времени. В России конца 90-х годов была основательно нарушена система государственного управления. Порой трудно было даже понять, кто и за что отвечает, какие законы, и на каком уровне действуют. Слабо еще проявляла себя тогда и система местного самоуправления. Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что институт Полномочных представителей Президента в федеральных округах, встроенный между центром и регионами, состоялся.

Что касается наших взаимоотношений с Полномочным представителем Президента в Центральном федеральном округе Георгием Сергеевичем Полтавченко, то они складываются на хорошей деловой основе.

Относительно Вашего личного опыта руководства регионом. Чем примечательным обогатилась система отношений между структурами руководства области и районов за последние два года.

-Система взаимоотношений между Правительством, центральными исполнительными органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления, функции и полномочия тех и других регламентированы законами. И здесь важны общее понимание проблем, согласованная работа, чувство личной и коллегиальной ответственности за принимаемые решения и воплощение их в жизнь. Этому способствует и то обстоятельство, что главы администраций городов и районов на ротационной основе входят в состав Правительства области, участвуют в обсуждении насущных вопросов социально-экономического развития отдельных образований и области в целом.

Но это одна сторона дела. В свое время я задумался над тем, как улучшить, так сказать, неформальное взаимодействие губернатора с населением муниципальных образований, органами местного самоуправления, различными общественными организациями. В результате родилось мое распоряжение от 17 июля 2000 года «Об общественных приемных Губернатора Московской области в муниципальных образованиях Московской области». В настоящее время приемные работают в 70 муниципальных образованиях. В течение только 2001 года ими рассмотрено более 30 тысяч вопросов жителей из всех уголков Подмосковья. Общественные приемные в процессе рассмотрения обращений налаживают постоянный контакт с органами местной исполнительной власти, депутатами местных советов и с областными органами исполнительной власти.

Анализ и обобщение обращений граждан позволяет наиболее полно выявлять на месте острые социальные проблемы и определять реакцию на них органов местного самоуправления, министерств, комитетов, главных управлений Московской области и подведомственных им структур. Это придало взаимодействию руководства области с органами местного самоуправления по вопросам рассмотрения обращений граждан и их реализации конкретное содержание. Кроме того, формирование советов общественных приемных и привлечение к работе в их составе представителей ветеранских, профсоюзных, молодежных организаций. благотворительных фондов и обществ, партий и движений, депутатов местных советов, предпринимателей и представителей органов общественного территориального управления (советов микрорайонов. уличных и домовых комитетов, старост сельских округов и т.д.) позволяет охватывать все слои населения.

А. Пилипчук

 
губернатор   деятельность   программа   команда   гражданин   контакты
Copyright © 2001 Информационная служба Громова
E-mail приемной:
Телефон пресс-службы: 206-60-63
Отдел приема граждан: 206-09-85
  сделано в  студии ИНИСТ дизайн
информация о сервере