На главную страницу    
[Полномочия Губернатора] [Текущая деятельность] [Предвыборная программа] [Команда Губернатора] [Громов - гражданин] [Контакты]  
     
Журнал «Президент. Парламент. Правительство». Январь-февраль 2003 от 01.01.2003

Архив публикаций.

Назад

  Идем путем дальнейшего развития

Биографическая справка:

Громов Борис Всеволодович родился 7 ноября 1943 года в городе Саратов в семье служащих. В том же году его отец погиб на фронте.

Окончил Суворовское военное училище, Ленинградское высшее общевойсковое командное училище им. С.М. Кирова, с отличием Военную академию им. М.В. Фрунзе, с золотой медалью Военную академию Генерального штаба. Службу проходил в 7 военных округах. Прошел последовательно все должности – от командира взвода до заместителя Министра обороны.

Трижды командировался в Афганистан, где провел в общей сложности пять с половиной лет. В 1988 году Громову Б.В. присвоено звание Героя Советского Союза. Командовал 40-й армией, которая являлась самой крупной после Второй мировой войны войсковой группировкой СССР, проводившей боевые операции. В 1989 году успешно вывел армию на территорию Советского Союза.

В дальнейшем командовал войсками Киевского военного округа, был первым заместителем Министра внутренних дел, первым заместителем Главнокомандующего Сухопутными войсками, заместителем Министра обороны.

С 1995 года занимал должность Главного военного эксперта в ранге заместителя Министра иностранных дел. В том же году избран по одномандатному избирательному округу г. Саратова депутатом Государственной Думы.

Возглавляет Всероссийское общественное движение ветеранов локальных войн и военных конфликтов «Боевое братство».

В январе 2000 года избран Губернатором Московской области.

Женат. Пятеро детей.

—Борис Всеволодович, в начале нашего разговора хотелось бы узнать, как вы оцениваете текущую экономическую ситуацию в Московской области?

—Прежде чем рассказать об экономической ситуации в регионе, думаю, читателям вашего журнала было бы интересно узнать, к чему стремится команда, сформированная в начале моей деятельности на посту губернатора, то есть более двух с половиной лет назад. Изначально Правительство Московской области ставило своей стратегической целью повышение уровня и улучшение качества жизни населения Подмосковья. Этому курсу мы продолжаем следовать. Идем путем дальнейшего развития экономики, создания нового регионального экономического организма с благоприятной средой для современных рыночных отношений.

Территория Московской области занимает площадь в 46 тысяч квадратных километров, плотность населения, проживающего в регионе, в 16 раз превышает среднюю по России, и это самый высокий показатель в стране. Для сравнения скажу, что по числу жителей, а это более 6 с половиной миллионов человек, Московская область превосходит Норвегию, Финляндию и Данию, а по площади она больше таких государств, как Бельгия, Нидерланды.

Подмосковье обладает плодородными землями, богатыми лесами и водными ресурсами. Московская область, расположенная в центре европейской части России, кольцом охватывает столицу. Благодаря своему выгодному географическому положению, она является связующим звеном всех субъектов Российской Федерации, через нее проходят воздушные, наземные и водные пути к Москве. В области расположены крупнейшие в России международные аэропорты Шереметьево, Домодедово, Внуково. По ее территории проходят основные транзитные железнодорожные и автомобильные магистрали, а речная сеть обеспечивает выход в бассейны Азовского, Балтийского, Белого, Каспийского и Черного морей. Все это позволяет обеспечить транспортную связь для международного торгового обмена как со странами Европейского Экономического Содружества, так и со странами Восточно-Азиатского региона.

Исторически сложилось так, что именно в Московской области формировались ведущие научно-технологические центры, наукоемкие и высокотехнологические производства. Это позволило сконцентрировать значительные трудовые ресурсы квалифицированных рабочих и специалистов.

В 1999 году в области начался экономический рост. Он продолжается и поныне. По данным официальной государственной статистики, за первое полугодие 2002 года объем промышленной продукции по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличился на 9, 1 процента, а продукции сельского хозяйства – на 1,1 процента. Оборот розничной торговли составил с января по июнь 70,9 миллиарда рублей и вырос на 10,4 процентов к уровню прошлого года. Думаю, эти цифры свидетельствуют о правильной политике, проводимой Правительством области в отношении товаропроизводителей.

Несмотря на постоянный рост цен на потребительском рынке, реальные доходы населения за январь – сентябрь 2002 года по сравнению с январем 2001 года увеличились на 11, 3 процента. В сентябре денежные доходы на душу населения составили 3439, 5 рубля, а средняя начисленная зарплата по полному кругу организаций, включая малые предприятия, поднялась в августе до 4803, 8 рублей.

Величина прожиточного минимума к концу 3 квартала составила в среднем 1993 рубля, а стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину — 999 рублей.

Изменения, происходящие в экономике региона, благоприятно отражаются на состоянии занятости, улучшают ситуацию на рынке труда. Уровень регистрируемой безработицы постоянно снижается. К примеру, на конец мая 2002 года он уменьшился по сравнению с предыдущим месяцем на 0,5 процента.

Возможно, читателям журнала будет интересно узнать и о том, какое внимание уделяется в регионе борьбе с преступностью. За первое полугодие число преступлений, относящихся к категории особо тяжких, снизилось в области на 30 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года, а число преступлений с наркотиками сократилось на 46, 7 процента.

—Относительно вашего личного опыта руководства регионом. Чем примечательным обогатилась система отношений между структурами руководства области и районов за последние два с половиной года?

—Система взаимоотношений между Правительством, центральными исполнительными органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления, функции и полномочия тех и других регламентированы законами. И здесь важны общее понимание проблем, согласованная работа, чувство личной и коллегиальной ответственности за принимаемые решения и воплощение их в жизнь. Этому способствует и то обстоятельство, что главы администраций городов и районов на ротационной основе входят в состав Правительства области, участвуют в обсуждении насущных вопросов социально-экономического развития отдельных образований и области в целом.

Но это одна сторона дела. В свое время я задумался над тем, как улучшить, так сказать, неформальное взаимодействие губернатора с населением муниципальных образований, органами местного самоуправления, различными общественными организациями. В результате вышло в свет мое распоряжение от 17 июля 2000 года «Об общественных приемных Губернатора Московской области в муниципальных образованиях Московской области». В настоящее время приемные работают в 70 муниципальных образованиях. В течение только 2001 года ими рассмотрено более 30 тысяч вопросов жителей из всех уголков Подмосковья. Полагаю, что 2002 год даст такие же цифры. Общественные приемные в процессе рассмотрения обращений налаживают постоянный контакт с органами местной исполнительной власти, депутатами местных советов и с областными органами исполнительной власти.

—С какими основными проблемами приходится сталкиваться вам при решении социальных и других вопросов городов и поселков Московской области?

—При управлении огромным регионом с многомиллионным населением те или иные проблемы, как вы понимаете, возникают постоянно. В 2000 году, когда я сформировал областное правительство, Подмосковье переживало финансово-экономический и социальный кризис. Регион фактически находился на грани банкротства и обострения социально-политической напряженности. За счет форсированного подъема экономики, увеличения поступлений в бюджет от сбора налогов нам удалось вывести область из состояния стагнации и приступить к обширной программе повышения благосостояния населения.

Сегодня мы можем констатировать, что социально-экономическая ситуация в Подмосковье стабилизировалась и имеет тенденцию к постоянному улучшению. Главное, мы несколько раз повышали зарплату бюджетникам, увеличивали доплаты к государственным социальным пенсиям. И будем наращивать усилия в этом направлении.

Тем не менее, проблем еще хватает. Но важно то, что на сегодняшний день у нас уже выработался системный подход к их решению. Он основан на стратегическом выборе целей, долгосрочном и тактическом планировании, концентрации сил и возможностей на важных направлениях.

Одно из таких направлений - выравнивание различий в экономическом потенциале и уровне жизни муниципальных образований. Люди должны иметь равные социальные гарантии, быть обеспеченными объектами социальной инфраструктуры – больницами, школами, детскими садами и т.д. - независимо от места проживания.

Мы этим занимаемся с 2000 года. По нашей инициативе, например, многие муниципальные образования разработали и утвердили на Правительстве и коллегии Министерства промышленности и науки Московской области комплексные планы приоритетного развития промышленных предприятий. И все они имеют темпы роста промышленного производства выше, чем в среднем по области. Растут здесь и налоговые поступления в областной консолидированный бюджет. И, естественно, растет бюджетная обеспеченность районов, повышается уровень жизни населения. Некоторые из муниципальных образований в результате этой работы уже вышли из разряда дотационных.

Большие, и вполне обоснованные, надежды мы возлагаем и на развитие внутриобластной кооперации. Это позволяет загружать свободные производственные мощности, создавать дополнительные рабочие места, замыкать финансовые потоки внутри региона и направлять их на повышение уровня жизни в Подмосковье.

Еще одна животрепещущая проблема - ликвидация задолженностей муниципальных образований за потребленную электроэнергию, газ, водоснабжение и канализированные стоки. Накопленная задолженность является серьезным сдерживающим фактором развития экономики области. И мы сейчас вплотную занимаемся этим вопросом. Ясно, что муниципальные образования в одиночку выйти из этого положения не в состоянии. Для погашения долгов необходимо задействовать не только финансовые ресурсы всей области, но и провести ряд организационных и технических мероприятий. Правительство области взяло на себя обязательство разработать программу реструктуризации задолженности муниципальных образований.

Болезненными проблемами остаются обеспечение жителей области жильем, качество транспортного и коммунального обслуживания, телефонизация области. За два с половиной года по всем этим направлениям мы, естественно, значительно продвинулись вперед. Например, по вводу жилых домов мы вышли на вторую позицию в России. В транспортном комплексе области много сделано для обновления автобусного парка (приобретено 700 автобусов), введено в эксплуатацию 2 автовокзала и завершается реконструкция автовокзала в городе Дмитрове, развивается троллейбусное движение в городах Видное, Подольск и Химки, совершенствуются схемы маршрутных перевозок пассажиров. Мы отремонтировали свыше 2 тысяч дорог, построили и реконструировали 35 мостов.

Жилищно-коммунальное хозяйство области мы получили в 2000 году в крайне запущенном состоянии. Износ теплосетей, котельных подошел к критической черте – от 40 до 60 процентов. Сегодня этот комплекс стал работать более устойчиво. В нынешнем году мы добавили муниципальным образованиям средства из бюджета на содержание ЖКХ.

Но, не смотря на это, нерешенных вопросов остается еще много. Главное, как я уже говорил выше, мы знаем на них ответы, и работаем над тем, чтобы снять их с повестки дня.

—Московская область славится как один из центров организации отдыха и туризма в Центральной России. Какое внимание уделяется этому сектору экономики Подмосковья?

—Скажу больше: на Московскую область приходится более 20 процентов туристских ресурсов всей России. В регионе расположены 450 ценных культовых сооружений, 150 старинных усадеб, 97 музеев, 26 центров декоративно-прикладного искусства, 45 предприятий народных художественных промыслов, 988 объектов рекреации (санатории, дома и базы отдыха, пансионаты и т.д.), проложены десятки экскурсионных маршрутов. Это большой потенциал, и Правительство Московской области уделяет большое значение становлению этого вида индустрии как высокодоходной отрасли экономики Подмосковья. В 2001 году поступления в областной бюджет от туристской деятельности составили 54,7 млн. рублей.

С января 2002 года мы приступили к реализации областной целевой программы «Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы». Подчеркну, что в Подмосковье она принимается впервые. Программные мероприятия предусматривают организацию и координацию туристской деятельности, формирование областной туристской инфраструктуры, развитие межрегиональных и международных связей в сфере туризма. Сориентирована программа и на реконструкцию и строительство объектов размещения, развитие народных художественных промыслов, восстановление и реставрацию памятников архитектуры и культуры. Не забыты подготовка кадров, рекламно-информационное обеспечение, а также создание комплексной системы спасения в индустрии туризма.

Мы планируем, что в результате реализации программы поступления от туристской деятельности в областной бюджет увеличатся не менее чем в 5 раз по сравнению с 2001 годом.

—Что вы делаете для того, чтобы привлечь больше инвестиций в область? Какие у инвесторов перспективы в Подмосковье?

—Инвестиционная политика области основывается на «Концепции социально-экономического развития Московской области на 1997-2005 годы». Кроме того, разработан проект концепции инвестиционной политики на период до 2010 года. Идет разработка Закона Московской области об инвестиционной деятельности в Подмосковье. В нем будут четко определены, так сказать, правила игры, понятные как российским, так и иностранным инвесторам.

Уже сегодня по совокупному объему зарубежных инвестиций Подмосковье занимает второе место в Центральном регионе России. Можно с уверенностью сказать, что ресурсы Московской области позволяют обеспечить успех в реализации самых сложных инвестиционных проектов. Многоотраслевая экономика, развитая коммуникационная и транспортная инфрастуктура открывает широкие возможности для вложения капитала и позволяет инвесторам быстро окупать вложенные средства и получать высокие прибыли.

В результате структурной перестройки экономики на многих предприятиях высвободились производственные площади, оборудование и квалифицированные кадры. Тем инвесторам, которые уже работают в области, мы представили многовариантные предложения, реализация которых предполагает задействовать около 337,5 тысяч кв. м свободных и неиспользуемых производственных площадей! У нас более чем по 300 предприятиям и организациям научно-промышленного комплекса емкость инвестиционных предложений в области составляет около 2 млрд. долларов США. Есть множество других интересных проектов - в агропромышленном комплексе Подмосковья, сфере розничных продаж, размещении объектов производственного, складского и иного назначения.

—За счет чего планируется увеличивать в ближайшие годы бюджет области? Приоритетные направления, которые планируется развивать.

—Бюджет Московской области развивается весьма динамично. В 1999 году «кошелек» Подмосковья весил 19 млрд. рублей, в 2000 – 28 млрд. рублей, в 2001 году – 41 млрд. В прошлом году по такому показателю как бюджетный доход область заняла четвертое место в Российской Федерации. На первом месте находится Москва, на втором - Ханты-Мансийский автономный округ, на третьем – Татарстан. Как видите, мы уступили «тяжеловесам» – столице России, крупной республике и «нефтяному» автономному округу.

В нынешнем году бюджет Подмосковья в очередной раз потяжелел и составляет 53,5 млрд. рублей. Это позволяет нам ставить перед собой более масштабные задачи и продолжать поступательное решение основных социально-экономических проблем области. Только что областной Думой принят, а мной подписан Закон о бюджете Подмосковья на 2003 год. Доходная часть консолидированного бюджета, согласно этому Закону, составит почти 70 мдрд. рублей, что на 15 млрд. больше, чем в нынешнем году и на 47 млрд. больше по сравнению с 1999 годом.

Московская область занимает сегодня второе место среди субъектов Центрального Федерального округа по валовому региональному продукту, по объемам производства промышленной продукции и розничного товарооборота. В будущем году более чем в 3 раза, что составит свыше 6 млрд. рублей, возрастут бюджетные расходы на зарплату педагогам, медикам, работникам социальной сферы. Прирост доходов в бюджет также будет направлен на повышение уровня жизни населения. Только размер доплат бюджетникам возрастет в 3 раза, где доля областных надбавок (сверх федерального уровня) составит 50 процентов: на эти цели в бюджет заложено 3,3 млрд. рублей.

Свыше 1 млрд. рублей из бюджета Московской области в будущем году уйдет на выплаты так называемого социального характера. 400 млн. рублей предусмотрено выделить на увеличение размера денежного содержания малоимущих пенсионеров, 100 млн. — на выплату материальной помощи участникам Великой Отечественной войны, в 2 раза возрастет размер пособий студентам, выплат на рождение детей.

Резко, более чем в пять раз, возрастут расходы на содержание правоохранительных органов, что позволит избежать текучести кадров и приема на эту ответственную службу случайных людей. Кроме того, работники органов внутренних дел станут получать денежные надбавки, которые установит Правительство области: на эти цели предусмотрено порядка 300 млн. рублей. Планируется также значительно пополнить ряды подмосковной милиции — примерно на 3 тысячи 600 человек. Расходы на содержание дополнительного контингента обойдутся областной казне в 750 млн. рублей.

На развитие и поддержку экономики и, в частности, промышленного сектора, в новом бюджете заложено 3 млрд. рублей. 8,5 млрд. составят расходы на содержание дорог. 250 млн. заложено на развитие сельского хозяйства. Такую же сумму предлагается направить на предоставление аграрным предприятиям кредита из областного бюджета, причем кредиты будут на льготных для селян условиях.

Ощутимую помощь получат и муниципальные образования: 57 процентов всех имеющихся в бюджете ресурсов планируется направить на развитие городов и районов, а это ни много ни мало — 9 млрд. рублей из областного бюджета.

Как видно, приоритетов в расходовании средств областного бюджета набирается немало. Без этого невозможно решать задачи по планомерному подъему уровня жизни в Подмосковье.

Соб.кор.

 
губернатор   деятельность   программа   команда   гражданин   контакты
Copyright © 2001 Информационная служба Громова
E-mail приемной:
Телефон пресс-службы: 206-60-63
Отдел приема граждан: 206-09-85
  сделано в  студии ИНИСТ дизайн
информация о сервере