На главную страницу    
[Полномочия Губернатора] [Текущая деятельность] [Предвыборная программа] [Команда Губернатора] [Громов - гражданин] [Контакты]  
     
Подробнее о событии:
  • [24.03.2003]   Там, где кончается южный край земли…
    Каждое утро в деревне Кормовое Серебряно-Прудского района начинается с одного и того же: первый деревенский петух будит своим кукареканием жителей трех областей: Московской, Рязанской и Тульской.

Архив новостей

Назад

  Там, где кончается южный край земли…

Именно здесь, в самой южной точке Подмосковья, пересекаются границы трех регионов России. Петух пропел – и день пошел своим чередом. Правда, заботы у туляков, рязанцев и серебрянопрудцев разные…

Веневскому району Тульской области и Михайловскому – Рязанской губернии по уровню жизни до Серебряных Прудов пока далеко, как от Земли до Марса.

- 45 лет проработала бухгалтером, войну пережила, а на такую пенсию разве проживешь? – жалуется пенсионерка Людмила Дмитриевна из города Венева. «Вот, слава богу, старая «Нива» осталась – по нашему бездорожью на ней передвигаюсь. Автобусы ходят плохо», - сетует.

- А какая пенсия у вас, если не секрет?

- Полторы тыщи рублей - это самая большая у нас! И льгот никаких нет. Попробуйте-ка прожить! В магазинах вон как дорого…

- Ну а в плане чего посмотреть у вас интересного, ведь все-таки в городе живете - не в деревне?

- Да какой там! Дыра… Поезжайте – сами увидите. Бардак, грязь, никому нет до нас дела, - в глазах Людмилы Дмитриевны усталость и безысходность.

Разгоревшееся любопытство заставило заглянуть в этот городишко. Въезжая в Венев, понимаю, что Людмила Дмитриевна была права. Наш автомобиль, исколесивший за 5 лет немало подмосковных деревень, полей и всевозможных бетонок, с трудом преодолевал веневские колдобины, выбоины и ямки. Не радовали глаз и окрестные пейзажи: покосившееся и заваленные заборы вокруг убогих избенок и зданий, наглухо забитые фанерой разбитые окна в двухэтажных жилых домах, кучи мусора и битого асфальта, помойные реки, от мороза превратившиеся в серо-буро-малиновую гладь. «Город основан в 1371 году», - читаю обшарпанный щит. «То есть еще до Куликовской битвы, которая случилась как раз неподалеку от этих мест», - вспоминается история. Если бы не прошедшие почти 6,5 веков, можно было б подумать, что Венева современная цивилизация так и не коснулась. Жизнь словно замерла: в 21 веке средь бела дня в городе ни души. По пути встретилась лишь старушка, направлявшаяся из магазина и катившая за собой пустые санки, и молодой человек на одной из местных АЗС.

- Сергей! – радушно представился парень.

- Сам из Венева? – спрашиваю.

- Да нет, из Кукуя (есть тут недалече такая деревенька).

Поговорили «за жизнь».

- Летом-то, конечно, лучше, чем сейчас, - философски изрекает Сергей. – Ведь как зима, так мерзнем – в квартире и минус 2 бывает. А вообще – колхозы разваливаются, работать негде. Вот на заправку устроился – 2300 рэ в месяц платят. Правда, в магазинах все есть – только деньги выкладывай. А где их взять, деньги-то?.. Вот брат приезжал намедни – так у них, конечно, получше: и зарплата больше, и в доме тепло, и больница рядом хорошая.

- А брат откуда?

- Да из Серебряных Прудов, 30 верст отсюда.

Сергей показал дорогу на Пруды и попрощался. Выезжая из Венева по направлению к границе Серебряно-Прудского района, на обочине замечаю весьма «оптимистический» плакат: «Удачи!». Странно… Обычно на границе областей висят щиты «Счастливого пути!» Видимо, счастье веневцам пока не улыбалось.

«Счастливый» же путь начался, как только мы пересекли условную границу двух субъектов России: Тульской и Московской областей. Причем, первым это ощущает наш автомобиль: «болтанка» сменяется ровной гладкой ездой. Меняются и окрестные пейзажи: деревеньки здесь на удивление ухоженные, на полях, где еще лежит снег, - первые «прикидки» предстоящего сева. По дороге насчитала 8 грузовиков с сеном. Сам поселок Серебряные Пруды на удивление уютный и благоустроенный: чистые улочки, обновленные фасады зданий, аккуратно посаженные вдоль аллей елочки и березки, новая выложенная тротуарная плитка, симпатичные дворики, где ребятишки гоняют в футбол… Вопреки расхожему мнению о том, что чем дальше от столицы, тем хуже, Серебряные Пруды ничуть не напоминают не только веневское захолустье (а и от Прудов, и от Венева до первопрестольной больше 200 верст), но и даже спальные районы Москвы. В том смысле, что Пруды и чище, и благоустроенней, чем, скажем, столичное Перово. Водоемов же и прудов в районе и впрямь пруд пруди – целых 740 гектаров водного пространства! По преданию, в 18 веке в этой глуши как-то оказалась императрица Екатерина II с князем Потемкиным. Царице якобы не понравилось, что по дороге встречались лишь болота, топи да леса. Поскольку день был солнечный, и в болотах отсвечивало, Потемкин, дабы сменить царицын гнев на милость, убедил Екатерину, что это не болота, а пруды, в которых небо играет серебром. А потому и называть их нужно «серебряными прудами».

Впрочем, к подмосковной губернии Серебряно-Прудский район был официально «приписан» только в 1943 году – до этого территория относилась к Веневскому району Тульской области. А поспособствовал присоединению Прудов к Московии знаменитый маршал, Герой Советского Союза Василий Чуйков – ведь этот край был его малой родиной: здесь он родился и вырос. Если же посчитать, сколько знаменитых имен дала России и миру эта глубинка, впору было бы издать энциклопедический многотомник: Герой Отечественной войны 1812 года Дмитрий Дохтуров, Герой Советского Союза летчик-испытатель Николай Коровушкин, художник – автор знаменитой баталистической картины «Совет в Филях» Алексей Кившенко, народный артист РСФСР, Лауреат Государственной премии СССР Сергей Столяров, заслуженный артист России Юрий Пузырев и многие другие серебрянопрудцы, чьи имена вписали славные страницы в отечественную историю вооруженных сил, науки, техники, культуры… То ли здешний целебный воздух способствовал такому «звездному всплеску», то ли природные красоты, то ли благодатная земля, ведь одна из местных деревень здесь так и именуется – Благодать. Конечно, однозначно не скажешь, но и сегодня по числу долгожителей Серебряные Пруды занимают в Подмосковье пальму первенства. Да и не только в Московской области.

Внешнее впечатление от увиденного полностью подкрепляется и такой упрямой вещью, как факты. Если сравнить Серебряно-Прудский район с тем же Веневским, а заодно и с Михайловским районом Рязанской области, граничащим с Прудами, то картина вырисовывается следующая… Возьмем, к примеру, бюджет. В 2002 году у михайловцев с населением 40,4 тысяч человек он составлял всего 104 миллиона рублей, у веневцев, где проживает 38 тысяч душ, - 120 миллионов, а у 25-тысячного населения Серебряных Прудов – целых 260. Согласитесь, разница весьма существенная. Показательным будет и сравнение в сфере развития сельского хозяйства: на одинаковой почве, именуемой черноземом, собирают разный урожай. Так, михайловцы в прошлом году сняли 21,8 центнеров зерна с гектара, венецы – 21, а серебрянопрудцы – почти 25. Обгоняют Пруды своих соседей и по молоку: район произвел 33,7 тысяч тонн целебного продукта (Михайловский район – 17,7, Веневский – всего лишь чуть больше 9 тысяч тонн), что в общем-то закономерно – серебрянопрудские буренки доятся заметно лучше: одна корова дает годового надою более 4,5 кило. На этом фоне веневские и михайловские буренушки выглядят ну просто-таки неопытными телками (соответственно – 1886 кг и 2537 кг на одну корову). Теперь возьмем зарплату. Среднемесячная заработная плата в Серебряно-Прудском районе почти 4 тысячи рублей (даже выше, чем в среднем по Подмосковью). Веневский же район еле дотягивает до 2700. Отчасти поэтому так и живут. И конечно же, соседи серебрянопрудцам по хорошему завидуют. «Вот недавно приезжали к нам из Новомосковска, - рассказывают жители, - так у них город 200 тысяч населения, а они сюда приехали и рты пооткрывали: фантастика, говорят, да и только». В этом деле вообще выходит парадокс. Раньше, в советские годы, за цивильностью и, так сказать, «людей посмотреть, себя показать», как правило, ездили сами серебрянопрудцы – в те же Новомосковск, Михайлов, Венев: тогда и на тульщине, и на рязанщине «жить было лучше, жить было веселей». А в Серебряных Прудах все произошло с точностью до наоборот. С тем же селом: в 70-80-е годы ушедшего века таких урожаев, как скажем, последние 3-4 года, здесь не собирали и за 2 пятилетки подряд! Дают фору местные крестьяне и своим ближайшим подмосковным соседям - зарайцам и каширянам, которые в советские времена традиционно шли впереди.

То же самое и с коммуналкой. «В 80-е годы мы в квартирах зимой вымерзали, как мамонты, а сейчас – пол-России замерзало, а у нас в домах впору хоть пальмы растить», - рассказывает серебрянопрудец Анатолий Свиридов. В чем же секрет? Оказывается, совсем недавно в районе пошли на смелый эксперимент. Реализовать программу повальной, так сказать, газификации всего района: начиная с поселка, и доведя газ до самой отдаленной деревеньки. Уже 5 лет тому назад в Серебряно-Прудском районе закончили газификацию всех центральных усадеб – их тут 13. А более трети неэффективных котельных закрыли. Ведь не секрет, что газовое топливо и дешевле, и удобнее в использовании, и экономичней. Так что если раньше в деревнях строили котельные, то теперь в каждом доме, каждой квартире серебрянопрудцев поставили АГВ. А в школах, детских садах, домах культуры, медучреждениях и т.д. соорудили мини-котельные. В итоге - потребление газа уменьшилось в 2 раза, а затраты на содержание жилищно-коммунальной сферы – аж в 10 раз. Подобной практики в России, пожалуй, еще не было. Есть в этом эксперименте и еще одно разумное зерно: люди стали бережнее относится к теплу. Смотрят у себя в квартире на счетчик и сами определяют: похолодало – подбавляют газку, потеплело – убавляют: чего зазря расходовать? И получилось, что теперь серебрянопрудцы платят за коммунальные услуги в 3 раза меньше, чем раньше. Хотя платят на все 100% - где еще такое увидишь? Соседние веневцы, к слову, выкладывают на коммуналку всего лишь 37% от положенного, да при этом и зимой промерзают, и денег не хватает, и в долгах, как в шелках. А в Серебряно-Прудском районе сегодня заканчивают подвод газа к отдаленным деревням. И никаких, заметьте, долгов – ни перед энергетиками, ни перед газовиками. Считается, что подобное ноу-хау в ЖКХ полностью окупает себя через 4 года. Не такой уж, согласитесь, и срок. Зато теперь средства, которые раньше уходили на коммуналку, высвободились на другое. Например, на ремонт и строительство медицинских и социальных учреждений, объектов отдыха и досуга молодежи. В этом отдаленном уголке скоро будет построен грандиозный крытый спортивный стадион с трибунами на 3000 зрителей, а рядом соорудят гостиницу чуть ли не европейского уровня. Так что скоро из веневских, михайловских сел и других окрестностей в Пруды будут ездить не только за опытом по части коммуналки, но и заниматься спортом, посещать матчи, концерты и другие зрелищные мероприятия.

… Весь поселок Серебряные Пруды можно обойти меньше чем за час. Я успела побывать и в Доме детского творчества, где увидела замечательные картины, выполненные руками юных художников – учащихся школы изобразительных искусств, и в культурном центре «Наследие» имени Сергея Столярова – серебрянопрудца, народного артиста России, чьи роли в кинофильмах Григория Александрова и Александра Роу вписали золотые страницы в историю мирового кинематографа. Этим Центром руководит сын артиста - Кирилл Столяров. Во многом благодаря ему в библиотеке российской глубинки появились коллекционные книги «Мастер и Маргарита», «Царская охота», сборники русских сказок, изданные фондом Столярова. Подобные экспонаты можно увидеть только здесь. Представлены тут и скульптурные бюсты Сергея Столярова и Василия Чуйкова, созданные руками скульптора Александра Чуйкова – сына знаменитого маршала Советского Союза. И забытые кинофильмы с участием известных актеров нашей страны реально сегодня увидеть, пожалуй, лишь в столичном «Иллюзионе» да в Серебряных Прудах…

Последним пунктом визита в Серебряные Пруды стала обыкновенная районная больница. «Не ее ли упоминал в разговоре тот тульский парень Сергей?» - мелькнуло в голове. Пожалуй, так и есть. Хотя больница не такая уж и обычная. Нет привычного тошнотворного запаха затхлости и лекарств - привычного явления для пациентов и посетителей бесплатных московских клиник. В райбольнице приличный ремонт, чистота, в палатах – максимум 4 человека. Есть и так называемые «виповские» - по одной и по две койки, с ванной и туалетом. «Как вам тут?» - спрашиваю старушку-пациенку терапевтического отделения. «Оч-чень хорошо, и врачи такие внимательные, а кормят как хорошо - 4 раза в день. Прямо как на курорте», - отвечает. Курорт не курорт, а больница вполне может похвастаться и наличием самого современного клинико-диагностического и физиотерапевтического оборудования, и собственным отделением переливания крови. Проводят здесь и гормональные исследования, и сложные операции. Что больше всего удивило, так это полная компьютеризация, что для больницы отдаленного поселка - настоящий прогресс. Возле каждой койки – компьютер, который отслеживает изменения состояния больного по всем основным параметрам. Потом все данные сводятся в единый компьютерный центр, расположенный в специальном помещении. А еще при больнице своя аптека, и в ней я нашла почти все дефицитные лекарства, которые порой днем с огнем не сыщешь даже в Москве. Так что если летом какой-нибудь дачник из Москвы тут внезапно занеможет, он не торопится ехать лечиться в первопрестольную, а предпочитает, чтобы им занялись местные врачи. Впрочем, серебряно-прудская больница принимает на лечение и жителей соседних деревень Тульской и Рязанской областей. Даже «Скорую помощь» венецы, захаровцы и михайловцы вызывают не из своих райцентров, а из Серебряных Прудов. Потому что больниц такого уровня, как здесь, у них под боком нет, а на близлежащей Рязанщине клиника вообще давно закрыта на капремонт…

Серебряно-Прудский край мы покидали ближе к вечеру, хотя уезжать почему-то не особенно хотелось. Было желание заглянуть и на селекционную станцию в Узуново, и в деревню Беззубово – на родину Сергея Столярова, и просто-напросто прогуляться по берегу Осетра… Все располагало именно к этому. «Зато будет повод вернуться!» - ободрил нас местный историк - серебрянопрудец Алексей Волков. «Приезжайте теперь летом - на Столяровские встречи, на Осетре порыбачить, по грибы сходить!» - добавил он. Говорят, что летом Серебряные Пруды еще краше, - цветов тут столько, что впору хоть на гектары считать. На прощание Алексей Иванович подарил мне свою уникальную историческую книгу «Край Серебряно-Прудский» с легендами, где сплетаются документализм и вымысел, старина и современность.

…Наш автомобиль отправляется в обратный неблизкий путь до столицы. За холмами, за рекой Осетр остается поселок, его гостеприимные жители, лишенные столичной надменности, суеты и равнодушия. На душе удивительно легко, в голове – полная гармония, а насытившийся чистым воздухом организм переходит в состояние неги и умиротворения. В эти заповедные места надо будет обязательно вернуться…

Татьяна ПОРЕТ

 
губернатор   деятельность   программа   команда   гражданин   контакты
Copyright © 2001 Информационная служба Громова
E-mail приемной:
Телефон пресс-службы: 206-60-63
Отдел приема граждан: 206-09-85
  сделано в  студии ИНИСТ дизайн
информация о сервере