Интернет-ресурсы московской области Карта сайта
Поиск
Губернатор Московской области
Новости Губернатор Команда Деятельность Мероприятия Пресса Контакты
Главная » Деятельность » Доклад Губернатора Московской области Б.В. Громова "Итоги работы Правительства Московской области за 2005 год и задачи на 2006 год"

Доклад Губернатора Московской области Б.В. Громова "Итоги работы Правительства Московской области за 2005 год и задачи на 2006 год"

Информация о социально-экономическом положении Московской области

Доклад Губернатора Московской области Б.В. Громова на областном совещании по подведению итогов работы Правительства Московской области в 1-м полугодии 2005 года и уточнению задач на 2-е полугодие

Доклад Губернатора Московской области Б.В. Громова "Итоги работы Правительства Московской области за 2004 год и задачи на 2005 год"

Губернатор Московской области Борис ГРОМОВ:

Доклад Губернатора Московской области Б.В. Громова "Итоги работы Правительства Московской области в первом полугодии 2004 года и уточнение задач на второе полугодие"

Доклад Громова Б.В. за первое полугодие 2003 г.

Программа

Доклад Губернатора Московской области Б.В. Громова на областном совещании 29 января 2004 года



Скачать доклад в формате Word [130 Кб]

Скачать презентацию в формате Powerpoint [609 Кб]

Уважаемые товарищи!

Подводя итоги прошедшего года можно с большей уверенностью сказать, что поставленная год назад задача – сохранение высоких темпов экономического развития, выполнена.
По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Московской области по макроэкономическим показателям область сохранила высокие темпы развития и занимает лидирующие позиции среди  субъектов нашей страны.
По прогнозным оценкам валовой региональный продукт в 2005 году превысил отметку 700 миллиардов рублей и вырос на 12 процентов по сравнению с 2004 году.
Оборот организаций Московской области в действующих ценах достиг 1 триллиона 937 миллиардов рублей и увеличился более чем на одну треть.
Причем в строительстве он вырос почти в 2 раза; в  здравоохранении и социальном обеспечении, торговле, транспорте и связи, электро-газораспределении – более чем в 1,3 раза.
Оборот организаций обрабатывающей промышленности вырос на 23 процента, сельского хозяйства – на 16 процентов.
Объём промышленного производства превысил 500 миллиардов рублей. Индекс промышленного производства составил 129,6 процента, то есть почти 130 процентов.
По данному показателю мы вышли на первое место в Центральном Федеральном округе и на второе место в России (уступая только Дагестану).
Удалось сохранить высокие темпы жилищного строительства, обеспечить ввод 5 миллионов 270 тысяч  квадратных метров жилья.
Это первое место в нашей стране.
Одновременно наращивались объемы промышленного строительства и строительства объектов социальной сферы.
Всего строителями области выполнено работ на сумму более 120 миллиардов рублей, что на 12,6 процента больше чем в 2004 году.
В условиях жесткой конкуренции на рынке продовольствия организациями агропромышленного комплекса продолжалась работа по реструктуризации производства и наращиванию объёма выпуска высококачественной продукции.
По производству мяса область вышла на второе место в Центральном федеральном округе и на третье в России. Его производство выросло на 6,3 процента.
Наряду с увеличением производства птицы наметился рост производства и свинины. За истекший год поголовье свиней выросло почти в полтора раза. Хотя сразу надо говорить, что проблем в сельском хозяйстве еще очень много
Сохранены высокие темпы развития потребительского рынка.
По объёму розничного товарооборота и платных услуг населению область занимает 2 место в округе и соответственно 2 и 3 место в России.
Объем платных услуг населению впервые превысил 100 миллиардную отметку.
Продолжался процесс реструктуризации экономики за счет создания новых предприятий, ориентированных на производство потребительских товаров высокого качества.
За истекший год создано 15 тысяч 474 новых предприятия. Из них  352 -  с иностранным капиталом.
Численность занятых в экономике области выросла почти на 23 тысячи человек.
Правильно выбранные приоритеты, напряженная работа Правительства, глав муниципальных образований, депутатов Московской областной Думы и Государственной Думы от Московской области позволили достичь, а на ряде важнейших направлений превысить прогнозируемые результаты.
Интегрированной оценкой деятельности может служить консолидированный бюджет, который по итогам года составил 139 миллиардов рублей и вырос по сравнению с 2004 годом более чем на 40 процентов.
Вообще я хочу особенно хотелось отметить успешную результативную работу ряда муниципальных образований, таких как Балашихинский, Дмитровский, Домодедовский, Егорьевский, Истринский, Ленинский, Луховицкий, Мытищинский, Наро-Фоминский, Одинцовский, Пушкинский, Раменский, Ступинский Химкинский, Шатурский, Рузский, Серпуховской, Талдомский, Чеховский районы, города Реутов, Звенигород, Ивантеевка, Коломна, Пущино, Климовск, Лобня, Дубна, Железнодорожный, Серпухов, Котельники, Троицк, Фрязино.
Значительные средства были направлены на укрепление материально-технического состояния социальной сферы, выравнивание уровня обеспеченности муниципальных образований объектами социальной инфраструктуры за счет бюджетов всех уровней.
На объектах социального и жилищно-коммунального хозяйства области освоено 11,7 миллиарда рублей инвестиций, за счет средств областного бюджета и 2 миллиарда рублей за счет   средств  федерального бюджета.
В результате введены пять общеобразовательных школ, детское дошкольное учреждение в г. Мытищи, клинический санаторий в Ленинском районе, наркологический корпус для медицинского центра психического здоровья и социальной адаптации в г. Орехово-Зуево, около 550 километров газовых сетей.
На подготовку к зиме в 2005 году было израсходовано более 4-х с половиной миллиардов рублей бюджетных средств.
В целом расходы консолидированного бюджета на содержание и развитие социальной сферы выросли в полтора раза и составили  81 миллиард рублей.
Хочу напомнить, что 2005 год начинался в условиях вступления в силу 122 Федерального закона, целью которого было осуществить переход от натуральных льгот к денежными компенсациями.
Реализация данного закона потребовала огромных усилий и очень больших средств.
В уже утвержденном бюджете пришлось мобилизовать более 6 миллиардов рублей, разработать и принять более 80 нормативных правовых актов.
Я хочу высказать благодарность и Правительству, и депутатам Московской областной Думы за очень слаженную оперативную работу в этот непростой период.
В результате на социальную поддержку населения в прошедшем году было израсходовано 12 с половиной  миллиардов рублей.
Денежные выплаты получили более миллиона жителей нашей области
Почти полтора миллиона человек воспользовались правом на натуральные льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, треть жителей Подмосковья – правом бесплатного проезда в общественном транспорте.
Наибольшие проблемы возникли при организации обслуживания льготных категорий граждан лекарствами.
Хочу подчеркнуть, что работа по совершенствованию организации социального обеспечения граждан, выявлению категорий граждан, нуждающихся в государственной поддержке не должна  прекращаться ни на минуту.
В этой связи важнейшей задачей  становится создание единого социального регистра граждан, проживающих в нашей области.
Еще одним своеобразным итогом года можно считать завершение первого этапа реформы местного самоуправления.
В ходе напряженной работы всех уровней управления разработано 70 законов, определяющих статус и устанавливающих границы муниципальных образований.
Вновь образовано 299 муниципальных образований, избрано 290 глав вновь образованных поселений, 3717 депутатов представительных органов.
По инициативе Московской области срок вступления в силу 131 закона перенесен на 1 января 2009 года в зависимости от степени готовности субъектов Федерации и муниципальных образований.
Таким образом, мы получили возможность качественно подготовиться к реализации основного этапа реформы.
Еще раз хочу подчеркнуть, что в основном поставленные на 2005 год задачи выполнены, и выразить большую благодарность руководителям муниципальных образований, государственных органов исполнительной власти области, депутатам областной Думы, Государственной Думы за слаженную напряженную работу, позволившую добиться высоких результатов.
Наступивший 2006 год потребует не меньших усилий, учитывая незавершенность многих реформ, появление новых инициатив, необходимость преодоления диспропорций, накопленных и появляющихся в связи с бурным ростом экономики нашей области.
На этих вопросах хотелось бы остановиться подробнее.
Первостепенной задачей Правительства области является организация выполнения приоритетных национальных проектов, определенных Президентом нашей страны на ближайшие три года.
Хотя методы решения поставленных задач, их ресурсное обеспечение воспринимается не однозначно, сама постановка вопроса более чем правомерна и давно ожидаема.
В нашей области данные приоритеты родились не сегодня.
В сфере здравоохранения мы реализовали в течение последних лет три программы на сумму более 600 миллионов рублей, а если учесть средства МОФОМС – около 900 миллионов рублей.
В сфере образования реализована программа «Развитие образования в Московской области на 2001-2005 годы» на сумму более 180 миллионов рублей, с учетом средств федерального бюджета – более 400 миллионов рублей.
В целях формирования рынка доступного и комфортного жилья разработана и реализуется программа «Развитие системы ипотечного кредитования в Московской области до 2010 года».
Однако в свете принятых решений, я думаю, необходимо переосмыслить сделанное, провести инвентаризацию действующих программ, обеспечив их сопряжение с федеральными планами.
Так, наряду с программой развития образования, уже подготовленной к рассмотрению на Правительстве и, по сути, являющейся инновационной, для полноценной реализации национального проекта в этой сфере необходимо дополнительно разработать инвестиционные программы, реализующие потребность области в различных типах учебных заведений и учитывающие мероприятия федеральных программ.
Причем данные программы должны быть ориентированы не только и не только и столько на бюджетные ресурсы, сколько на привлеченные средства.
В течение предстоящих трёх лет мы должны полностью завершить оснащение школ электронно-вычислительной техникой и обеспечить их выход в Интернет.
В этой связи подлежит корректировке областная целевая программа «Электронное Подмосковье».
В целях оптимизации структуры общеобразовательных учреждений Министерству транспорта, Министерству образования предстоит разработать проект программы Правительства области «Школьный автобус».
Принципиально по-новому ставится задача совершенствования системы обеспечения населения первичной и специализированной высокотехнологичной медицинской помощью.
Правительством, Министерством здравоохранения области многое сделано по оптимизации структуры и функций лечебных учреждений и концентрации ресурсов на ключевых направлениях.
Внедрена система медицинских округов, позволяющая обеспечить эффективное взаимодействие всех звеньев - от первичной до специализированной медицинской помощи.
Разработаны и реализуются:

  • программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;
  • программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Московской области на период до 2007 года».

Вместе с тем настало время придать новый импульс этой работе.
Я думаю, необходимо в кратчайшие сроки разработать как минимум три вида программ:

Первая.
Формирование эффективной системы скорой медицинской помощи, определяющей потребности и необходимые ресурсы для обеспечения этой службы кадрами, помещениями, специальным транспортом,  необходимым оборудованием.

Вторая.
Это – оптимизация сети учреждений медико-санитарной помощи, поликлиник в зависимости от типа поселения и численности проживающего населения, обеспечение их набором диагностического и технологического оборудования, исходя из разработанных нормативов.

И третья.
Вовлечение в процесс обеспечения населения высокотехнологичной специализированной медицинской помощью множества федеральных и частных центров, расположенных на территории нашей области.
Естественно, что ресурсное обеспечение данных программ должно соответствовать полномочиям уровней бюджета, определенных действующим законодательством, быть ориентированным на привлечение внебюджетных инвестиций и применение методов и форм, разработанных Московским областным фондом обязательного медицинского страхования.
Последнее особенно важно, поскольку позволяет поставить в прямую зависимость от качества предоставляемых медицинских услуг денежное вознаграждение медицинского персонала.
В этой связи, я прошу первого заместителя Председателя Правительства Кузнецова Алексея Викторовича организовать изучение возможностей использования методов организации медицинской помощи, применяемых областным фондом обязательного медицинского страхования.
Доклад с предложениями по совершенствованию финансово-экономических механизмов организации медицинского обслуживания представить мне до 1 марта 2006 года. Естественно, тесно работать с Кошманом Сергеем Николаевичем.
Опытную отработку такого механизма можно провести в Дубне, где данная работа фактически завершается.
Московская область одна из первых разработала программу ипотечного кредитования жилья.
Создан Московский областной координационный совет по жилищной политике при Губернаторе Московской области во главе с заместителем Председателя Правительства области Горностаевым Александром Васильевичем, который завершает работу по определению категорий граждан, имеющих право на государственную поддержку при решении своих жилищных проблем, порядка предоставления субсидий, компенсаций либо непосредственно жилья на условиях социального найма.
Однако эффективность принимаемых решений будет по-прежнему низка, если не будет создана единая областная система учета граждан и принадлежащего им недвижимого имущества.
Более того, такая система должна быть полностью совместима с аналогичной системой города Москвы, и представлять единое целое. Министерству имущественных отношений, Министерству транспорта в рамках программы «Электронное Подмосковье» необходимо разработать подсистему автоматизированного учета жилья и иной недвижимости, принадлежащей гражданам, подготовить предложения по организации данной работы в области и взаимодействия данной системы с системой города Москвы.
Думаю, что в результате количество нуждающихся в жилье заметно сократится.
В декабре прошлого года Правительство области завершило разработку двух программ, направленных на развитие агропромышленного комплекса.
Это программа «Социальное развитие села до 2010 года» и программа «Повышение эффективности сельхозпроизводства тоже до 2010 года».
Последняя направлена на повышение эффективности сельскохозяйственных предприятий, регулирование рынка, выработку мер и механизмов повышения конкурентоспособности сельхозпродукции Московской области, как на внутреннем, так и внешнем рынках, естественно, при сохранении высоких темпов производства.
Соответственно и функции Министерства сельского хозяйства и продовольствия должны сместиться в сторону регулирования экономических отношений между потребителями и производителями сельхозпродукции.
В целях координации работы по реализации национальных проектов в нашей области принято решение создать специальный совет во главе с первым заместителем Председателя Правительства – Кузнецовым Алексеем Викторовичем.
Наряду с новыми проектами Правительство, центральные исполнительные органы государственной власти должны сконцентрировать усилия на реализации уже принятых проектов и программ.
Важнейшими из них являются проекты преобразований в жилищной и коммунальной сферах.
Правительство области завершило разработку программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Московской области до 2010 года».
Данный документ носит комплексный характер, предполагает техническое и технологическое перевооружение отрасли, демонополизацию рынка данного вида услуг, повышение роли населения в управлении жилищным фондом, создание условий для свободного волеизъявления при выборе поставщика жилищных услуг.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации к первоочередным мерам реформирования данного сектора относятся:

  • акционирование муниципальных предприятий коммунального хозяйства;
  • создание фактически нового сектора экономики - комплекса предприятий по управлению жилищным фондом и его обслуживанию.

К сожалению, опыта в организации данной работы у нас практически нет. Как нет и кадров.
На конец прошлого года в Московской области действовало лишь 268 товариществ собственников жилья и 59 управляющих организаций, что явно недостаточно.
Управляющие компании фактически функционируют лишь в 25 муниципальных образованиях, ТСЖ - только в 40.
Как видно из этих цифр, в ряде городов и районов органы власти к этой работе еще не приступали, видимо живя по принципу – все само собой образуется.
Ряд глав муниципальных образований вместо целенаправленной работы по созданию нового сектора экономики решили «поменять вывески» на действующих ДЭУ и ДЭЗах и навязать вновь созданным товариществам собственников жилья в качестве безальтернативного варианта устаревшую, неэффективную, громоздкую машину.
Понятно, что развитие новых форм самоорганизации жителей сдерживает отсутствие у граждан опыта самоуправления, психологическая неготовность и боязнь взять на себя ответственность, а также недостаточное знание вопросов управления домовладением и прилегающей территорией. Но при настойчивой и эффективной разъяснительной работе с населением эти проблемы решаются весьма успешно.
Наиболее активно в этом направлении действуют администрации городов Долгопрудный, Королев, Химки, Балашихинского, Воскресенского, Дмитровского, Наро-Фоминского, Одинцовского и Пушкинского и некоторых других районов.
Думаю, что решение данной задачи открывает широкие перспективы для развития малого предпринимательства в жилищном и коммунальном хозяйствах.
Комитету по развитию предпринимательства совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства в рамках реализации программы поддержки малого предпринимательства необходимо разработать подпрограмму развития малого предпринимательства на этом очень важном направлении реформ.
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических отношений является тарифная политика.
Первые шаги, предпринятые нами по регулированию тарифов, дали свои результаты:

  • в 2005 году нам удалось ограничить  темпы роста тарифов;
  • впервые коммунальщики получили прибыль.
  • полностью реализовано постановление Правительства Российской Федерации о переходе к  стопроцентной оплате населением жилищно-коммунальных услуг.
  • на 2006 год темпы роста платежей населения за жилищно-коммунальные услуги не превысят 15,8 процентов. Это один из самых низких показателей в ЦФО.
  • цены на природный газ, реализуемый населению, в 2006 году увеличены тоже не будут.

Изменения, внесенные в закон нашей страны «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», в значительной степени расширяют полномочия и повышают ответственность субъектов Российской Федерации за реализацию государственной политики в этой сфере.
Тарифная политика, как известно, инструмент обоюдоострый.
С одной стороны тарифы должны создать условия безубыточной деятельности предприятий жилищно-коммунальной сферы, привлечь инвестиции для модернизации и реконструкции инженерных сетей, с другой – это важнейший фактор, влияющий на рост потребительских цен, а проще – на уровень инфляции и величину прожиточного  минимума.
Снижение темпов роста инфляции в стране – это ещё одна задача, поставленная Президентом страны в ранг стратегических.   
На протяжении ряда лет темпы роста цен в Московской области опережали российские показатели.
И это в какой-то степени можно было объяснить необходимостью вывода экономики области из кризиса.
Теперь настало время добиться стабилизации и как первый шаг – снижения темпов роста цен на товары и услуги, формирующие прожиточный минимум.
Итогом этой работы должно стать снижение инфляции до среднероссийского уровня.
Именно такую задачу должны ставить перед собой  Министерство экономики, главы муниципальных образований, Энергетический комитет и ГУП «Мособлгаз» при формировании  тарифной политики уже на следующий 2007 год.
В наступившем году Министерству экономики совместно с Комитетом потребительского рынка необходимо разработать и внедрить экономические механизмы, стимулирующие владельцев торговых предприятий стабилизировать цены на группу товаров, формирующих прожиточный минимум.
Для наглядности было бы неплохо в каждом магазине, например, создать специальную секцию (отдел) товаров, входящих в минимальную потребительскую корзину.
На мой взгляд, это очень важно.
Но всё-таки намного важнее продолжить работу по стимулированию повышения заработной платы на предприятиях и в учреждениях нашей области.          Сделано здесь достаточно много.
Мы сократили, причем значительно, задолженность по заработной плате на территории нашей области.
Не считая предприятий, находящихся в процедуре банкротства, лишь 6 предприятий в основном федеральной собственности, сохранили задолженность по заработной плате.
Средняя заработная плата по области выросла на 27 процентов и в декабре превысила 12 тысяч рублей.
Особенно хотелось бы  отметить Ленинский, Красногорский, Ступинский, Мытищинский и Чеховский районы, города Котельники, Химки, Щербинка, Подольск, Дзержинский и Королев.
Почти на 40 процентов выросли  доходы на душу населения, достигнув 10705 рублей.
По уровню заработной платы и доходам на душу населения область занимает 2 место в Центральном федеральном округе. 
Правительство области приняло большие меры по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы.
В образовании средняя заработная плата выросла на 37%, в здравоохранении и социальной защите – на 27% , в учреждениях культуры, физкультуры и спорта более чем на 60 процентов. Это все по предварительной оценке.
Эта работа будет продолжена и в текущем году.
Уже с 1 января этого года на 20 процентов повышен размер доплат к заработной плате низкооплачиваемых работников бюджетных учреждений нашей области.
До конца года в образовании средняя заработная плата вырастет на 39 процентов, в здравоохранении – на 44 процента, социальном обслуживании - на 31 процент.
И все-таки основным фактором развития экономики и оценкой ее эффективности является рост заработной платы в реальном секторе.
И здесь мы к сожалению не дорабатываем.
Ниже среднеобластных параметров средняя заработная плата в сельском хозяйстве, строительстве, торговле.
Работники торговли перешли в разряд самых низкооплачиваемых. Ниже чем в организациях бюджетной сферы.
Средняя заработная плата работников малых предприятий остается вдвое меньше средней заработной платы по области.
Выводов можно сделать как минимум два:
Первый – продолжают широко использоваться серые схемы оплаты труда, уклонения от уплаты налогов и отчислений в социальные фонды.
И второй вывод. Продолжается нещадная эксплуатация жителей Московской области.
Доля заработной платы в общих расходах предприятий и организаций области опустилась до 18 процентов.
Темпы роста заработной платы неадекватны темпам роста прибыли и издержек на производство.
Такое положение дел никак не стимулирует предпринимателей к наращиванию инвестиций, модернизации основных фондов,  установке высокотехнологичного оборудования, внедрению инноваций.
Хочу напомнить:

  • К концу 2006 года средняя заработная плата в области должна достичь 15 тысяч рублей. Хотелось бы отметить, что в развитых странах это минимальная заработная плата, а не средняя. Надеюсь, вы все прекрасно понимаете, что я хочу этим сказать.
  • Уровень заработной платы в основных отраслях не должен быть ниже уровня заработной платы московских предприятий. Низкий уровень заработной платы очень сомнительный фактор инвестиционной привлекательности.

Важнейшим инструментом достижения поставленной задачи является повсеместное выполнение Трехстороннего соглашения, предусматривающего размер минимальной заработной платы не ниже прожиточного минимума.
Главному управлению по труду и социальным вопросам необходимо обеспечить мониторинг его исполнения. Заместителю Председателя Правительства Петру Дмитриевичу Кацыву ежемесячно докладывать состояние дел с реализацией данного соглашения.
Любые социальные преобразования возможны при условии устойчивого опережающего роста экономики.
Отрадно, что экономика области, ее структура все больше и больше приближается к рыночным стандартам.
При абсолютном росте консолидированного бюджета области его доля в валовом региональном продукте составила в прошлом году 19 процентов.
По предварительным расчетам доля услуг в этом интегрированном показателе оценки экономики в 2005 году достигла 50 процентов.
Натуральные льготы постепенно заменяются цивилизованными денежными отношениями, а социальная помощь все больше и больше носит прямой адресный характер.
Тем не менее, являясь, по сути, лидером в Российской Федерации по темпам прироста валового продукта (по предварительным подсчетам в 2005 году прирост составит почти 12 процентов), по его абсолютным значениям на душу населения область находится лишь на 25-26 месте в стране.
Поэтому удвоение ВРП для нас с Вами, для Московской области не пустой звук, а очень важная цель и задача, и в 2010 году мы должны добиться ее исполнения.
Основой экономики области остается, и еще долго будет оставаться промышленность.
В целом работа промышленного комплекса заслуживает положительной оценки.
В 2006 году набранные темпы должны быть сохранены.
Необходимо продолжить реструктуризацию промышленности области, направив усилия на развитие предприятий, производящих конечную продукцию с наибольшей долей добавленной стоимости.
В первую очередь, это пищевая, деревообрабатывающая и мебельная промышленность, машиностроение и химическое производство, производство строительных материалов.
Вместе с тем очень важно за впечатляющими цифрами развития экономики видеть безусловно и проблемы, нарастающие диспропорции, которые в определенных обстоятельствах могут существенно повлиять, и не в лучшую сторону, на динамику развития нашей области.
Немного остановлюсь на них.

Первое.
Рост экономики носит экстенсивный характер. То есть  наибольший прирост, мы получаем от вновь создаваемых предприятий. Это положительный фактор для муниципальных образований с депрессивной экономикой, но в целом требует значительного привлечения и мобилизации дополнительных ресурсов, которых у области не так много.

Второе.
Несмотря на общее  финансовое оздоровление экономики и рост прибыли, количество убыточных предприятий не уменьшается, растет объем убытков.
Например, в промышленности, строительстве и торговле доля убыточных предприятий превышает 30 процентов, в сельском хозяйстве – это почти 27 процентов.
Общий объем убытков увеличился по сравнению с 2004 годом, более чем на 25 процентов.
Более 3000 предприятий имеют признаки банкротства.
Износ основных фондов в научном секторе составляет почти 50 процентов,  в промышленности – более 45 процентов, в торговле – почти 42 процента, в строительстве и сельском хозяйстве – 40 процентов, в коммунальном хозяйстве – 34 процента.
Темпы роста прибыли и освоения амортизационных фондов не сопоставимы и не адекватны друг другу. Доля расходов на амортизацию основных фондов в производственных отраслях  не превышает 5 процентов.

Третье.
Увеличивается разрыв между экспортом и импортом в Московской области.
Если рост импорта объясняется очень бурным ростом торговых сетей, в том числе иностранных, то падение на 3 процента  экспорта промышленной продукции является следствием отсутствия какой-либо политики и Министерства промышленности и науки и Министерства внешнеэкономических связей по продвижению продукции Московской области на внешние рынки, повышению ее качества и конкурентоспособности.
Поручение, данное Министерству промышленности и науки год назад о разработке программы сертификации предприятий по международному стандарту  ИСО 2000, остается не выполненным.

Четвертое.
В истекшем году отмечены положительные изменения в работе  предприятий малого бизнеса.
Увеличилось их количество. Средняя численность работающих в малых предприятиях выросла более чем на 75 тысяч человек.
Оборот малых предприятий вырос почти в полтора раза.
Его доля в общем объеме достигла 33 процентов.
Вместе с тем управляемость данным процессом, по-прежнему, оставляет желать лучшего:

  • не созданы отраслевые объединения;
  • отсутствует система кооперации с крупными предприятиями;
  • слабо развивается система кредитных кооперативов;
  • медленно решаются вопросы заполнения предприятиями малого бизнеса секторов экономики, а правильнее сказать, новой экономики, имеющей стратегическое значение для области;
  • и самое главное, ничего не сделано для вывода из тени заработной платы.

Я хочу напомнить, что развитие малого предпринимательства, эта задача не одного Комитета по развитию предпринимательства, а каждого министерства и ведомства, и каждого муниципального образования. И в каждом министерстве должна быть собственная программа развития малого предпринимательства.
Особенно это важно в отраслях социального блока, где разворачивается работа по наращиванию объемов платных услуг, и в отраслях, плотно связанных с системами жизнеобеспечения населения.

Пятое.
Хочу обратить внимание Вячеслава Васильевича Фомичева, глав муниципальных образований на недопустимость снижения динамики роста розничной торговли.
При росте торговых площадей за год более чем на 10 процентов, темпы роста этого показателя в течение года  сократились с 135 до 120 процентов.
Сфера потребительского рынка, гостиничный и туристический бизнес, система домов отдыха и курортов, развитие культурно-досуговой сети, физической культуры и спорта должны быть в поле зрения каждого руководителя. В конечном счете, это и есть качество жизни населения.

Шестое.
Вы все помните, что в Московской области, по поручению Президента нашей страны, отрабатывается пилотный проект построения национальной инновационной системы. Не останавливаясь на сделанном, должен отметить, что научно-изыскательские работы слишком затянулись. Необходимо приступить к конкретной работе и оценивать конкретные результаты работы научно-технического комплекса, которым мы так гордимся.     
В этих целях Министерству промышленности и науки необходимо разработать и внести в Правительство программу развития инновационной деятельности в нашей области, предусмотрев целый ряд соответствующих разделов.
Каждое предприятие и научная организация, претендующая на поддержку Правительства области, должна иметь программу развития инновационной деятельности, согласованную с Министерством промышленности и науки.

Седьмое.
Важнейшим условием поступательного развития области остаются инвестиции во всем их многообразии.
В истекшем году мы хотя и с большим трудом, но вышли на прогнозируемые показатели освоения инвестиций в основной капитал.       
Это более 159 миллиардов рублей.
В экономику области привлечено более 2-х миллиардов семисот миллионов долларов иностранных инвестиций.
Область по-прежнему обладает одним из самых высоких международных кредитных рейтингов, что позволяет нам успешно реализовывать программы заимствований, расширять международные связи.
Расширяется география инвестиций.
Лидерами в этой работе являются Солнечногорский, Раменский, Ступинский и Егорьевский районы, городской округ Химки.                 
Успех области в развитии инвестиционной деятельности во многом определен последовательной, системной отработкой инвестиционных программ и Правительством, и главами муниципальных образований.
Программы развития топливно-заправочного комплекса, потребительского рынка, уже показали свою эффективность.
Именно в сферы торговли и производства продуктов питания  в основном поступают привлеченные инвестиции.
На повестке дня стоит реализация программы формирования промышленных округов, утвержденной Правительством области в прошлом 2005 году. Должен сказать, что не успев появиться на свет, она уже приобрела огромный резонанс, в том числе и международный.
Из 60 предполагаемых к реализации проектов, один уже признан лучшим в России и объявлен особой экономической зоной.
Это проект создания Центра программирования в Дубне.
Настало время перейти от валового подхода к инвестициям к разработке и реализации масштабных, высокотехнологичных, инновационных проектов.
Таким проектом на ближайшую перспективу должен стать проект экономического преобразования Центрального кольца Московской области, а проще и понятнее – это освоение пространства вдоль Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД). Данный проект будет осуществляться под руководством заместителя Председателя Правительства нашей области Горностаева Александра Васильевича.
Разработка программы развития транспортно-логистического комплекса области поручена Министерству экономики.
Данная программа является комплексной, требует системного подхода, жесткой координации всех звеньев управления, централизации принятых решений, использования  материальных, природных, трудовых, инфраструктурных, энергетических ресурсов всех инвестиционных проектов, реализуемых в области.
В связи с этим мною принято решение о необходимости учета и согласования всех инвестиционных проектов на уровне Межведомственной комиссии по размещению производительных сил.
А, следовательно, Петру Дмитриевичу Кацыву - в месячный срок разработать и представить мне на утверждение порядок организации данной работы.

Восьмое.
Дальнейшее развитие экономики не возможно без кардинальных решений по модернизации и развитию энергетики, транспортной инфраструктуры, связи, логистики, жилищного строительства, инженерных сетей и сетей коммунального хозяйства.
Данные сектора экономики сами по себе являются объектами инвестиций, и дальнейшие темпы инвестиционной активности будут зависеть от уровня их развития.
Об этом, если вспомнить, мы говорили еще четыре года назад.
Говорим много, делаем значительно меньше.
Лишь в 2005 году завершена работа по созданию органов управления, которые призваны регулировать отношения в электроэнергетике и топливно-энергетическом хозяйстве в целом.
Крайне медленно и нерешительно ведется работа по разработке программ преобразования государственных унитарных предприятий области «Мособлгаз» и «Мострансавто».
Не подготовлены и не приняты решения, обеспечивающие опережающее развитие коммунального, энергетического, дорожно-транспортного хозяйства по отношению к жилищному и промышленному строительству.
Конечно, все эти проблемы требуют комплексного программного подхода.
Поэтому я прошу Петра Дмитриевича Кацыва к окончанию первого квартала совместно с Крымовым Вячеславом Борисовичем представить план разработки инвестиционных программ, направленных на развитие энергетики и дорожно-транспортного хозяйства области с конкретными предложениями по государственным заказчикам, исполнителям работ и потенциальным инвестором.
Особое внимание прошу обратить на коммунальное хозяйство.
Это наиболее энергоемкая отрасль.
Ее экономика в определяющей степени зависит от развития энергосберегающих технологий и уровня газификации нашей области.
Все необходимые решения в этой сфере приняты.
Поэтому я вновь обращаюсь к Кацыву Петру Дмитриевичу совместно с Кузнецовым Алексеем Викторовичем подготовить доклад о ходе разработки программ, государственным заказчиком которых выступает Главное управление топливно-энергетического комплекса, а также совместно с Большаковым Дмитрием Александровичем и Бешкаревым Виктором Николаевичем о возможности доработки программы газификации Московской области. Предварительные предложения я уже утвердил.
Министерству экономики совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства, ГУП «Мособлгаз» разработать и предложить:

  • экономические механизмы, стимулирующие население к установке приборов учета газо-, электро- и водоснабжения;
  • применение в качестве источника инвестиций надбавок к тарифам на отдельные виды коммунальных услуг, порядок разработки и согласования  производственных программ.

Девятое.
Наряду с производственной инфраструктурой нельзя забывать об экономической инфраструктуре.
Без нее современная экономика развиваться не может.
На протяжении последних лет данные вопросы не приобрели соответствующую их значимости остроту.
В результате область не занимает подобающую ее экономике и статусу роль в развитии банковского сектора, финансово-проводящих систем, фондового и биржевого рынков.
Отсутствие программы создания современных бизнес-центров не стимулирует приток в область фирм и бизнес-элиты высочайшего класса.
Поэтому, Алексею Викторовичу Кузнецову, всему Вашему блоку необходимо продумать эти вопросы и предложить пути и механизмы решения.
Я затронул наиболее острые вопросы, которые окажут влияние на развитие экономики области в ближайшей и среднесрочной перспективе.
Понятно, что многие из них решить в рамках одного года невозможно. Но рассматривать их как стратегические задачи, осуществить запуск большинства программ в текущем году мы обязаны.
2006 год будет ознаменован началом еще одной сложнейшей работы, а именно реализацией административной реформы.
Под этим я имею в виду широкий спектр задач, связанных с:

  • реформой самоуправления;
  • изменениями в распределении полномочий между центром и субъектами Федерации.
  • изменениями механизмов принятия и реализации решений.

Правительством области разработан план мероприятий по проведению административной реформы в нашей области. Создана Комиссия по проведению этой реформы под руководством Вице-губернатора Московской области – Пантелеева Алексея Борисовича.
Работа рассчитана на три года и по срокам совпадает со сроками вступления в действие Закона об общих принципах организации местного самоуправления.
Однако хочу обратить Ваше внимание, что третий год – это год внедрения. Времени на раскачку у нас, безусловно, нет.
Предстоит очень большая работа по ревизии функций и полномочий центральных исполнительных органов государственной власти, разработке функционально-организационной схемы управления областью, системы планирования деятельности органов власти и оценки их результатов, стандартов предоставления государственных услуг, механизмов контроля и надзора в отдельных видах деятельности, и, наконец, оптимизации методов государственных закупок.
Координация данной работы поручена мною Министерству экономики.
В свете принятых в последнее время решений реформу местного самоуправления следует рассматривать составной частью, элементом общей административной реформы.
Организационное начало этой работы положено.
В наступившем году мы должны:

  • завершить работу по закреплению имущества за соответствующими образованиями;
  • разработать прогнозы развития каждого из них;
  • определить нормативную базу формирования бюджетов.

В целях обеспечения планомерности данной работы Алексею Викторовичу Кузнецову совместно с Валерием Алексеевичем Черновым я прошу разработать критерии оценки готовности муниципальных образований к реализации Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обеспечить мониторинг реализации намеченных мероприятий.
В 2007 году все работы должны быть завершены.
Алексею Борисовичу Пантелееву необходимо продумать порядок и последовательность докладов руководителей области о готовности к введению в действие в полном объеме этого закона.

Подводя итоги, хочу сконцентрировать Ваше внимание на основных задачах на 2006 год.

Первое.
Мы обязаны сохранить высокие темпы экономического и социального развития области в целом и в каждом муниципальном образовании.
Это общая задача и ответственность за ее решение лежит на каждом присутствующем в этом зале.

Второе.
Мы должны не просто выполнить мероприятия, определенные национальными проектами, мы должны воспользоваться политическим ресурсом президентской воли и добиться качественного изменения социальной инфраструктуры области, довести обеспеченность каждого муниципального образования объектами социальной инфраструктуры до нормативных величин.

Третье.
В 2006 году необходимо выполнить большую часть мероприятий по реализации административной реформы.
Эта работа затронет все уровни управления. И очень важно  на пути перестроек не потерять главное, ценное, и то, что мы накопили за предыдущее время.
В частности, прошу Алексея Викторовича Кузнецова и Сергея Николаевича Кошмана, Ратникову Галину Костантиновну, Антонову Лидию Николаевну внимательно рассмотреть проблему оптимизации сети учебных заведений культуры, целесообразности объединения всех учебных заведений области под эгидой Министерства образования.
Завершившийся год культуры показал огромный потенциал области.
Конечно, очень важно сохранить и преумножить достигнутое.

Четвертое.
За последние годы главами муниципальных образований, Главным управлением государственного административно-технического надзора, Министерством жилищно-коммунального хозяйства многое сделано по совершенствованию работы по благоустройству области в целом и каждого муниципального образования в частности. Я бы сказал не каждого, а почти каждого.
В этой связи, особенно хотелось бы отметить, естественно в хорошую сторону,  города Раменское, Дмитров, Ногинск, Ступино, Коломна, Химки, Одинцово и некоторые другие.
О готовности к данной работе мы поговорим в марте, но уже сейчас необходимо начать подготовительные работы.
Координация данной работы остается за Министерством жилищно-коммунального хозяйства.
В этой связи, могу сказать по благоустройству. У меня такое впечатление, что в некоторых муниципальных образованиях никаких изменений в лучшую сторону не происходит. Могу сказать, в частности, про город Орехово-Зуево, да и некоторые другие. Я просил бы руководителей, особенно глав, по-внимательнее отнестись к этому. Бесконечно так продолжаться не может. Не может город Орехово-Зуево быть в таком состоянии в котором он сегодня. Я не в первый раз говорю про Орехово-Зуево, убедился в этом буквально несколько дней назад.

Пятое.
Вы знаете, какую остроту приняли сегодня проблемы «обманутых пайщиков».
Можно двояко отнестись к этим процессам.
С одной стороны, люди самостоятельно принимали решения и распоряжались своими средствами и правами.
С другой – мы не должны закрывать глаза на имеющиеся нарушения, допущенные органами местного самоуправления, руководителями хозяйств в ходе приватизации земли.
Фактически в течение последних 10 лет бывшие руководители сельхозпредприятий получили возможность бесконтрольно распоряжаться имуществом и землей предприятий, в ряде случаев став их единственным владельцем.
Одним из факторов, способствующих таким нарушениям, явилось попустительство ряда местных властей, непринятие мер со стороны правоохранительных органов по пресечению противоправных действий в отношении работников сельхозпредприятий.
Фактически, большинство земель бывших совхозов и колхозов перешло под контроль 15-20 крупных коммерческих структур, далеких от целей сохранения и развития сельского хозяйства.
В результате в области зафиксированы протестные мероприятия, организованные лицами, преследующими иные, другие цели, чем защита прав «обманутых землевладельцев».
Поэтому я прошу и напоминаю Пархоменко Игорю Олеговичу, Министерству сельского хозяйства и продовольствия, Министерству по делам территориальных образований, Главному управлению региональной безопасности организовать работу по разрешению конфликтных ситуаций, недопущению использования недовольства населения в достижении отдельными структурами в  своих корыстных интересах.

Шестое.
Сложившиеся погодные условия прошлой недели проверили на стойкость не только технику, но и коммуникации, и людей. Я сегодня уже об этом говорил.
В большинстве случаев люди проявили себя с самой положительной стороны.
Однако необходимость самоотверженности явилась следствием безответственного, халатного отношения, а в ряде случаев преступного отношения некоторых глав муниципальных образований, руководителей предприятий, ответственных работников.
Конечно, вызывают возмущение действия, а вернее бездействие, ряда глав муниципальных образований, прежде всего, Томилино, в какой-то степени Орехово-Зуево города и района, Солнечногорского района и ряда других.
Мною даны указания Главному оперативно-аналитическому управлению проверить целевое расходование средств, направленных на подготовку коммунального хозяйства муниципальных образований к этой зиме 2005-2006 года
Как я уже говорил, для подготовки к этой зиме истрачено более 4,5 миллиардов рублей, а такое впечатление, что эти деньги используются не по назначению в некоторых муниципальных образованиях.
Министерству жилищно-коммунального хозяйства произвести проверку достоверности отчетной   информации при подготовке объектов к работе в зимних условиях.
Принимать экстраординарные меры в отношении коммунальных объектов, расположенных на предприятиях, независимо от форм собственности и степени режимности, в случаях возникновения опасности для жизнеобеспечения населения. Мы же им платим деньги, они должны давать соответствующие хорошие услуги, а не такие как в Томилино.
Надо подготовить иски в суд для возмещения ущерба в случаях ликвидации аварий, возникших по вине хозяйствующих субъектов.
Надо разработать систему мер по обучению и аттестации всех работников обслуживающих тепловырабатывающее оборудование, а главное уже сейчас надо начинать подготовку к зиме 2006-2007 годов.

Седьмое.
Второго ноября 2005 года Московской областной Думой был принят закон о бюджете Московской области на 2006 год. Этому предшествовала большая кропотливая, напряженная работа всех звеньев управления.
Тем самым были созданы максимально благоприятные условия для разработки муниципальных бюджетов, завершения  подготовительной работы в 2006 году.
Бюджет очень напряженный. Его реализация будет затруднена бесконечными изменениями, вносимыми в бюджетный кодекс, налоговое законодательство, распределение полномочий. Тем более потребуется жесткая дисциплина, слаженная, скоординированная работа всех звеньев управления. От этого в определяющей степени будет зависеть успех выполнения всех наших планов и проектов.
В заключении хочу поблагодарить глав муниципальных образований, членов Правительства нашей области, депутатов Московской областной Думы, Государственной Думы, руководителей территориальных органов федеральной власти на территории Московской области, руководителей предприятий и организаций всех форм собственности, предприятий бизнеса, предпринимателей, общественные организации, партии, вообще, жителей нашей области за огромную работу в истекшем 2005 году. Хочу особо сказать спасибо Президенту нашей страны, Правительству России, полномочному представителю Президента нашей страны в ЦФО Георгию Сергеевичу Полтавченко и всему его аппарату за большую поддержку и понимание нужд и проблем Московской области в истекшем году.
Спасибо.

© Copyright 2003-2006
Центр электронных СМИ Московской области
Notamedia.ru
Все права на материалы, находящиеся на сайте bgromov.ru, охраняются
в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и
смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка
(hyperlink) на сайт bgromov.ru обязательна.
(Условия ограниченного использования материалов.)