Интернет-ресурсы московской области
Губернатор Московской области
Новости Губернатор Команда Деятельность Пресса Обратная связь Контакты



«Выборы, Московская область.» «Комерсантъ-Власть, 01.12.2003

«ВЕЛИЧИЕ ПОДМОСКОВЬЯ – В КОНКРЕТНЫХ ДЕЛАХ» «Наше слово»(Воскресенск), 18.11.2003

Устами звезд глаголет истина «Ежедневные новости-Подмосковье», 25.11.2003

Нам есть чем гордиться «Ежедневные новости-Подмосковье», 21.11.2003

Сдан вокзал в Электрогорске «Гудок», 20.11.2003

Круг «Братины» ширится «Tруд», 19.11.2003

НАГРАДА ЗА НАГРАДОЙ! Альянс Медиа, 17.11.2003

Награждены по-царски «Tруд», 19.11.2003

«НЕДАЛЕКО ОТ МОСКВЫ» Журнал «Итоги», 21.10.2003

«Я СЧАСТЛИВ, КОГДА ВРУЧАЮ КЛЮЧИ ОТ НОВЫХ КВАРТИР» Газета «Комсомольская правда», 08.10.2003

«ЖИТЬ И РАБОТАТЬ В ПОДМОСКОВЬЕ СТАНОВИТСЯ ПРЕСТИЖНО» «Парламентская газета», 08.10.2003

«ЗВЕЗДЫ» О БОРИСЕ ГРОМОВЕ (Скажи мне, кто твой друг?..) Газета «Ежедневные новости. Подмосковье», 07.10.2003

«УЧИТЕЛЬ, ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ&» Газета «Комсомольская правда», 07.10.2003

«МОЛОДЫЕ МОИ СТАРИКИ, МЫ ЕЩЕ ПОВОЮЕМ&» Газета «Московский комсомолец», 22.09.2003

«ПОДМОСКОВЬЕ: ДУХОВНОВНОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ» Интернет-портал Московской области, 02.09.2003

«РЫВОК К ЗДОРОВЬЮ» «Московский комсомолец», 11.08.2003

«Кто не решил не опоздает» Московский комсомолец, 22.07.2003

«Борис Громов: Политика дело чистое для людей и во имя людей» «Российская газета», 16.07.2003

«НА ПЕРЕЛОМЕ», 07.07.2003

«В ДЕТСТВЕ МЕЧТАЛ СТАТЬ ШОФЕРОМ» «МК-Мобиль», 06.07.2003

«МЕМУАРЫ ПИСАТЬ ЕЩЕ РАНО&» Газета «Семья», 05.07.2003

«НА СПОРТЕ МЫ НЕ ЭКОНОМИМ» Газета «Время МН», 04.07.2003

«ОТ ДОЛГОВ К ПРОЦВЕТАНИЮ» Газета «Труд», 16.05.2003

«МИРНОЕ НАСТУПЛЕНИЕ» Журнал «Огонек», 09.04.2003


УЧИТЕЛЬ, ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ…

Ни одно человеческое знание с неба не падает. Азы любой науки человек постигает с детства – сначала в семье, потом – в школе. И «путевку» в жизнь ребенку дают не только родители, но и педагоги. Не случайно профессия учителя признана одной из самых благородных. И залог будущего благополучного общества в том, как к учителю относится общество, государство, власть.

Еще лет пять тому назад престиж учительской профессии в нашем обществе ценился очень низко. По крайней мере, в Подмосковье. Но времена меняются, старую власть почти 4 года назад сменила власть новая, которая шаг за шагом возвращает учителю былое признание общества, уважение к той великой миссии, которую он несет. Впрочем, лучше, чем сам учитель, никто об этом не скажет. Тем более если это педагог со стажем… Предоставим слово заслуженному учителю Российской Федерации, лауреату премии губернатора Московской области 2002 года, кандидату педагогических наук, преподавательнице русского языка, литературы, риторики и античной культуры гимназии №5 города Дзержинского Нине Васильевне Граблиной.

- Нина Васильевна, Ваш педагогический стаж довольно солидный - 23 года. И все время - в Подмосковье?

- Так уж сложилось, и я об этом нисколечко не жалею. Раньше работала в Кореневской средней школе, а последних 14 лет – в городе Дзержинском. В Подмосковье ощущаю себя очень комфортно, хотя, не спорю, в разные времена к учительскому труду власти области относились далеко не одинаково.

- Вы имеете в виду низкую зарплату?

- Дело не только в зарплате, хотя и в ней тоже. Судите сами - казалось бы, в недалеком 1999-м году «средний» учитель в Подмосковье получал всего 800 рублей в месяц. А во многих школах педагогам еще и задерживали выплату заработной платы на 2-3 месяца. В нашем городе, к счастью, этого не было, но мои коллеги из других районов в полной мере испытали это унижение – другое слово подобрать трудно. И я видела, как они воспрянули духом, когда им стали не только вовремя платить, но и повышать зарплату, причем не по одному разу в год. За этот период – с 99-го года - она выросла в 4 раза.

- И сколько получаете сегодня, если не секрет?

- Без доплат за научное руководство, 6 тысяч рублей в месяц. Кстати, если бы не губернаторская надбавка, которую у нас в образовании называют «громовской», не было бы и четырех тысяч. Когда мы получаем свои квиточки, где черным по белому прописно, что это губернаторская доплата (пятидесятипроцентная), то, не скрою, становится приятно. При прежнем губернаторе Тяжлове такое представить было трудно. Но главное, повторяю, не в деньгах, а в изменении самого отношения власти к учительской профессии. Государство (в данном случае в лице нынешнего Правительства Московской области) действительно повернулось к нам лицом. Я это на себе ощутила, когда Борис Всеволодович Громов вручал мне именную премию в прошлом году. Меня очень впечатлила та дань уважения и признательности, которых мы, что уж греха таить, не получали очень давно. Просто ощущала себя Человеком с большой буквы.

- Что это за именная премия, которую Вы получили?

- Дело в том, что уже три года подряд решением Правительства Московской области установлено 100 ежегодных именных премий губернатора лучшим педагогам. Кстати, ждали мы этого очень давно. В свое время бывшего губернатора Тяжлова неоднократно убеждали в необходимости таких премий, но получали деликатный отказ. Зато нынешний губернатор подписал соответствующее постановление о таких премиях практически сразу после своего прихода на эту должность. Я скажу, что это особый знак почтения к учителю со стороны власти. Дело опять-таки не только в денежной сумме, которую мне тогда вручили, хотя для учителя это колоссальные средства: тысяча долларов (а в этом году, как мне известно, лучшие представители нашей профессии получили уже по 40 тысяч)! Приятно, что губернатор сказал нам теплые слова, которых мы давно не слышали, поблагодарил за то, что мы не разбежались в 90-е годы по частным школам, а все-таки остались работать в государственных и учреждениях. В кои то веки сейчас стали задумываться о том, чтобы привлечь в школу молодые кадры. Для меня стало большим откровением, что, оказывается, сегодня те, кто окончил педагогические вузы и приходит работать в подмосковные школы, сразу получает губернаторскую выплату в размере 10 тысяч рублей, а потом по 300 рублей им из областного бюджета ежемесячно доплачивают. Тоже, согласитесь, стимул, и немалый.

- Кстати, о премиях. Говорят, что в Подмосковье установлены какие-то премиальные не только педагогам, но и школьникам и студентам. Это действительно так?

- Совершенно верно. Только речь идет не о премиальных, а о стипендиях. Вот уже три года подряд в Московской области сто особо одаренных детей получают именные стипендии губернатора. Я считаю, что это очень правильно – поддерживать одаренных детей. Вообще мне очень нравится, что в последние годы именно к одаренным ребятам проявили такое внимание. «Божий дар» дается не каждому, и этот дар нужно еще выпестовать. Сегодня у нас на серьезном уровне проводятся акции в поддержку одаренных детей, раскрытию их творческих возможностей. Совсем недавно в Подмосковье проходил форум «Одаренные дети России», в котором участвовало более 5 тысяч детей со всей Московской области. Цифра, согласитесь, довольно весомая! С удовольствием в ней принимали участие и ребята из нашего города. Мои ученики, кстати, четырежды участвовали в этом форуме, а одна девочка – Лена Горбачева – даже заняла 3-е место в номинации «Литературный салон». Сухомлинский был прав, когда сказал, что «первая задача педагога – формирование интеллектуального фона детей». Это мы и стараемся делать в профильных школах - таких, к примеру, как наша гимназия. В любом классе «погоду» делают, прежде всего, интеллектуально развитые дети. И хорошо, что сегодня они востребованы обществом - значит, у них будет хорошее будущее.

- Любопытно, какие же такие области наук постигают ваши ученики?

- Да ту же русскую литературу. Мои ученики «запоем» читают Достоевского, а ведь его произведения достаточно сложны для восприятия подчас даже взрослому человеку. Недавно ребята участвовали в диспуте по роману «Идиот», где я услышала столько разных и неординарных рассуждений на тему «Спасет ли мир красота?». Каждый год наши ученики занимают призовые места на областных олимпиадах. Лена Карпович из 11-го «Б» заняла в этом году 2-е место по русскому языку, а в прошлом году – 3-е место по литературе. Абилов Кабрал, наш гимназист, занял призовое место в областной олимпиаде по физике. А еще они занимаются учебным проектированием. Причем, не только создают проект, но еще и достойно представляют свою работу. Больше всего радует, что у ребят – ярко выраженный познавательный интерес, что для учителя очень важно. Это в своем роде оценка его как педагога.

- Сейчас многие ругают молодежь, говорят о «потерянном поколении». Слушая Вас, в этом невольно начинаешь сомневаться. Значит, не все так уж безнадежно?

- Я вообще категорически не согласна с определением «потерянное поколение» применительно к нашим детям. Мне, как учителю, видна совершенно другая сторона. Это поколение далеко не погибшее, как пытаются нам показать. Почему молодежь ругают? Да ее всегда ругали, во все времена. Даже в древних египетских папирусах прочитали, как один из фараонов ругал тогдашнее «молодое поколение». Очень мудро выразился по этому поводу Лев Николаевич Толстой, когда с него потребовали справку о благонадежности сына, определявшегося студентом в Московский университет. «Помилуйте, господа, я не знаю, что я сам завтра сотворю, а вы хотите, чтобы я вам отвечал за своего сына…», - сказал писатель. И ведь действительно сотворил – взял и ушел из Ясной Поляны… Если уж сравнивать сегодняшних ребят с теми, кто учился, скажем, в мое время, так я вам так скажу: в 70-е годы прошлого века из одного класса в вузы попадало 3-4 человека. Да и не было такого стремления идти в институт, как сегодня. А сейчас – по крайней мере, в нашей гимназии - 99,9% выпускников поступают в вузы. И, кстати, большинство ребят обучаются в институтах и университетах на бесплатных отделениях. Так что профильное обучение дает-таки свой положительный результат.

- Науки, как говорится, науками, а где же высокие идеалы? Помнится, когда я в 70-80-е годы училась в обычной советской школе, нас – тогдашних пионеров и комсомольцев – учили «горячо любить свою Родину», «жить и учиться так, как завещал….» ну и так далее. А какие идеалы пропагандируются сегодня в подмосковных школах?

- Слава богу, сейчас многие ценности, незаслуженно забытые в 90-е годы, возвращаются. «Образование без идеалов подобно отраве», - это сказал еще в 18 веке просветитель Новиков. Природа не терпит вакуума – у ребенка он быстро заполняется негативными вещами. Поэтому меня очень радует, что в последние годы власти Московской области активно взялись за патриотическое воспитание молодежи. С чего оно начинается? Прежде всего, с уважения к своей стране, а стало быть, ее символике – флагу, гербу, гимну. Еще с прошлого учебного года в подмосковных школах первый урок стал начинаться с исполнения государственного гимна России. Кстати, в нашем городе на этой акции побывал сам губернатор – это ведь его идея, глубоко патриотичная по своей сути. Больше всего меня как учителя поразила реакция ребят на такое нововведение. Они отнеслись к этому настолько серьезно, патриотично! Каждый понедельник перед первым уроком они очень волнуются – не дай бог магнитофон «заест», или еще что-нибудь произойдет. Слушая гимн, стоят «на вытяжку». Я ни разу за все время не увидела на их лицах ни усмешки, ни одной некрасивой улыбки – для них гимн - это свято. Теперь у нас в каждом школьном кабинете – государственная символика: герб, флаг. 1 сентября на торжественной линейке после исполнения гимна первоклассникам зачитывают поздравление губернатора с началом школьной жизни. Даже ввели специальные дневники – «Дневник школьника Подмосковья», где указаны все памятные даты в истории страны и Московской области, помещены портреты заслуженных людей и так далее. Раньше-то на обложке дневников все больше красовались обнаженные девицы и рок-музыканты… Нам – педагогам - очень нравится и то, что во всех своих мероприятиях Правительство области ведет историко-патриотическую направленность. Мы тоже на это откликнулась, создав у себя в городе историко-патриотический клуб под названием «Лад» - от слова «ладить»: ладить с поколениями, ладить со своей историей, культурой, наконец, ладить с самим собой. Стали проводить в школах вечера литературной композиции, посвященные Дню Победы. Раньше этого не было. Так что идеалы самые светлые. Надеюсь, так будет всегда.

- Буквально в минувшее воскресенье Вы, как и все педагоги России, отмечали профессиональный праздник – День учителя. Что Вы обычно желаете в такой день своим коллегам и себе самой?

- Своим коллегам я обычно зачитываю одно полушутливое-полуфилософское стихотворение. Хотя, все-таки оно больше философское:
Терпеть и верить, что все на земле прекрасны:
Взрослые и дети, кошки, собаки, медведи,
Сослуживцы и соседи.
Терпимость - вот наш взаимный шанс,
Ведь кто-то также терпит вас…
Иными словами, желаю все той же общечеловеческой ценности – терпимости: терпеть ребенка, у которого порой не все ладится с учебой, терпеть мнение ученика, которое иногда идет в разрез с мнением педагога, терпеть семью, которая зачастую не всегда с уважением относится к учителю и школе, терпеть своих коллег, которые порой бывают раздражительны. Ведь терпение есть доброта – это исконно русская черта. Конечно же, и своим подмосковным коллегам, и себе я желаю такой же стабильной зарплаты, как сейчас, и продолжения всех начинаний, которые стали возможными в регионе в последние 3-4 года.

Беседовала Татьяна ПОРЕТ

Вверх

© Copyright 2003
Пресс-служба Губернатора Московской области
Все права на мaтериалы, находящиеся на сайте bgromov.ru, охраняются
в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и
смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка
(hyperlink) на сайт bgromov.ru обязательна.
(Условия ограниченного использования материалов.)