Интервью
Губернатора Московской области
Бориса Всеволодовича Громова
редакции журнала «Управление персоналом»
ПОДМОСКОВНЫЙ ПРОЕКТ ГРОМОВА
Достижения Московской области за последние годы очевидны. Она прочно закрепилась в первой десятке сильнейших российских регионов. Не последнюю роль в достигнутых результатах, преобразованиях на территории Подмосковья играют организаторское мастерство ее руководителя - губернатора Московской области, Героя Советского Союза Бориса Громова.
- Борис Всеволодович, что дает Подмосковье стране и довольны ли вы своей работой на посту губернатора?
- У Подмосковья сегодня ведущие в стране позиции в области науки, высоких технологий, оборонной промышленности. Мы обеспечиваем космические программы, военно-промышленную мощь страны. На нашей территории рождаются многие производственные ноу-хау.
Область развивается очень бурно. Если еще пять лет назад мы располагали консолидирующим бюджетом в объеме 20 млрд. рублей, то к концу 2004 года он вырастет более чем в четыре раза. Наш бюджет в стране уступает только столице и еще одному-двум регионам. И это при условии, что у нас совершенно нет сырьевых ресурсов - нефти, золота, алмазных трубок. Причем большую часть средств правительство области направляет на финансирование социальной сферы. Поэтому у нас нет задолженностей пенсионерам, постоянно растут дополнительные социальные выплаты.
Сегодня мы опережаем все остальные регионы России по темпам роста. В частности, в жилищном строительстве. У нас вдвое выше среднероссийского прирост промышленного производства. Первое место в стране занимаем по объемам поддержки фундаментальных исследований в науке. В России наша область лидирует в производстве овощей.
Мы построили много жилья, школ, больниц, автовокзалов. Ввели в строй несколько современнейших заводов. Наша строительная индустрия освоила и наладила выпуск широкого ассортимента стройматериалов. Они по качеству не уступают импортным.
Растет инвестиционная привлекательность Подмосковья. Только за счет западных инвестиций создано 35 тысяч новых рабочих мест с современными условиями труда и высокой заработной платой. По объему прямых инвестиций мы вышли на передовые позиции в России.
Главное – налаженная нами система управления области стабилизировалась. Если срывы где и происходят, то не из-за системных сбоев, а в силу чьих-то ошибок, или неграмотных действий. Недостаток профессионализма управленческих кадров - вот что меня беспокоит как губернатора. К сожалению, это всероссийская проблема. От ее решения во многом зависит наше дальнейшее развитие и движение вперед. Как на региональном уровне, так и в целом страны.
- С вашим приходом в 2000-м году значительно изменилась команда управленцев. А какие изменения произошли в работе министров правительства МО, руководителей комитетов и ведомств?
- В принципе мы изменили саму структуру и систему управления исполнительной власти Московской области. Вместо администрации создали правительство, губернатор одновременно является и председателем правительства области. Структура правительства составлялась не под людей, а под конкретные задачи. Эта структура, как показал первый губернаторский срок, оказалась эффективной, дееспособной, и поэтому после декабря 2003 года, когда я был избран на второй губернаторский срок, кардинально ничего не менялось. Произошли небольшие изменения в кадровом составе, но принципиально система управления осталась прежней. Мы считаем ее на сегодняшний момент достаточно эффективной.
- В вашем ближайшем окружении говорят, что своими успехами область обязана неким особым подходам к решению самых трудных задач. Суть этих подходов - в целевых программах по развитию отраслей и отдельных сфер жизни области, разрабатываемых правительством Подмосковья. Но одно дело - намерения, изложенные на бумаге, и другое - их реализация…
- Есть по крайней мере две вещи, определяющие жизнеспособность и продуктивность любой программы, рассчитанной на реализацию, а не на пустое прожектерство. Первая – ответственное, предметное, профессиональное изучение дел в той области экономики, которая нуждается в неотложных изменениях, реорганизациях, реформах. Назовите это как хотите. Только на таком основательном фундаменте можно браться за планирование, разработку срочных, среднесрочных и долгосрочных мер. Реальный взгляд на действительность всегда честнее пафоса или, наоборот, сокрытия истинной глубины кризиса. Второе условие. Безусловным моментом эффективного выполнения программы является жесткий контроль. Контроль на всех уровнях, на всех этажах управленческой иерархии. Вот этими критериями моя команда и я лично руководствуемся в своей работе.
Хочу подчеркнуть главное в понимании наших программ. Их значение, помимо содержательной стороны, в том, что каждый чиновник в части касающейся знает, за что он отвечает. Каждый знает, за что с него спросят. Каждому понятны как тактические, так и стратегические цели.
- Опыт какой страны в области управления регионами (с точки зрения развития экономики) вам представляется наиболее полезным применительно к России?
- Россия сейчас находится на таком уровне экономического развития, который позволяет нам не только воспринимать рекомендации других, но и давать их самим.
Вместе с тем значимый ориентир для России в данном вопросе – опыт развитых стран с федеративным государственным устройством, в частности, Германии, США, Канады, Австралии и других стран.
Учитывая лидерство в мировой экономике, огромный научно-технический и финансовый потенциал полезным в данном вопросе остается опыт США. Американский рынок является одним из перспективных с точки зрения продаж передовых российских технологий, связанных с космическими исследованиями, ядерной энергией, программным обеспечением. Кстати, всего того, чем располагает Московская область.
В последнее десятилетие в развитых странах большое внимание уделяется формированию отраслей экономики, построенных на знаниях.
Так, в США в экономику, построенную на знаниях, инвестируются сотни миллиардов долларов. Правительством и Конгрессом США принят ряд государственных программ, в которых задействованы тысячи компаний и университетов. В структуре ВВП США выделен специальный раздел, где отображается оборот от отраслей экономики, построенных на знаниях.
От лидера мировой экономики старается не отставать и Старый Свет. Лиссабонская конференция и последовавший за ней утвержденный план действий Европейского сообщества поставили цель превратить Европу к 2010 году в самое динамичное и конкурентоспособное общество, основанное на знаниях. ЕС финансирует сотни проектов, развивающих данное направление. Разработаны планы скоординированных действий для каждой страны, в том числе и для новых членов ЕС, по ускоренному развитию отраслей экономики, построенных на знаниях.
Европейское сообщество рекомендует правительствам всех 25 стран, входящих в него, считать развитие данного сектора экономики приоритетом номер один. Лидерами в ЕС в данном направлении являются Англия, Италия, скандинавские страны, Франция и Венгрия.
- Мы как-то пытаемся встроить знания в нашу экономику?
- У нас другого выхода нет, если не хотим остаться на задворках мирового прогресса.
В Московской области, например, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации прорабатывается «Пилотный проект по практической отработке элементов национальной инновационной системы и механизмов взаимодействия в инновационном процессе исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления».
В целях реализации проекта создается инфраструктура регионального модуля национальной инновационной системы. В Подмосковье должны появиться региональный центр координации инновационных проектов, региональный венчурный фонд, Московский областной сегмент Всероссийской объединенной электронной биржи интеллектуальной собственности. В Дубне намечено построить Российский центр программирования. Это будет своего рода город с «населением» в десять тысяч молодых интеллектуалов, наработки которых позволят продвигать вперед и экономику Дубны, и экономическое развитие области. Много полезного сделают они и для России.
- Насколько успешно осуществляется под вашим руководством управление проектами – от идеи до реализации? Какова схема разработки проекта? От кого они исходят?
- В области создана региональная система управления инвестиционным процессом. Она базируется на рыночных методах и механизмах регулирования инвестиционной деятельностью. Решения о реализации крупных проектов принимаются правительством области. Рассмотрение предложений ведется в соответствии с утвержденным порядком.
При обращении инвесторов с просьбой о реализации своих проектов в Подмосковье проводится предварительная оценка этих предложений соответствующими министерствами и организациями. Оценивается соответствие проектов приоритетам экономического и социального развития области и наличие на нашей территории ресурсов, необходимых для его осуществления.
Решение о реализации проекта оформляется постановлением Правительства Московской области, в котором даются поручения по заключению соответствующего соглашения с инвестором, оформлению земельно-имущественных отношений, проектной документации и т.п.
В дальнейшем осуществляется контроль за «прохождением» и реализацией инвестиционного проекта до его ввода в эксплуатацию.
Одним из показателей эффективности инвестиционной политики, проводимой областным правительством, является повышение инвестиционного потенциала Подмосковья.
Не менее привлекательны для бизнеса Программы Правительства Московской области, формируемые на основе привлечения внебюджетных средств.
Среди них наибольший интерес представляют программы по развитию потребительского рынка и услуг, по созданию промышленных округов на территории области на период до 2010 года, по энергосбережению, по развитию индустрии туризма.
- Могли бы вы привести примеры реализации успешных проектов в Московской области?
- В соответствии с программой «Губернское кольцо» открыты мощные торговые центры вдоль кольцевой дороги: «АШАН», «Веймарт», «ИКЕА», «МЕГА», «Крокус-Сити» и другие. Параллельно ведется подготовка к реализации проекта строительства крупных торговых центров в больших городах Подмосковья.
Сейчас реализуется ряд других интересных проектов. Строятся заводы по производству оборудования для систем центрального отопления и компрессорно-конденсаторных холодильных агрегатов ООО «Данфос Истра» и по сборке насосного оборудования ООО «Грундфос Истра» в Истринском районе. Это предприятия со 100-процентным иностранным капиталом.
В Подольске создается производство готовых лекарственных средств
м ощностью до 1,5 млрд. таблеток и капсул в год, а в Долгопрудном - центр натуральной медицины и эндокологии человека.
ЗАО Агрофирма «Белая Дача» в Котельниках строит логистический парк и развлекательный центр.
В Волоколамском районе итальянская компания «Студио Марцона ди Моска» зарегистрировала фирму «Терре ди Лама» и оформляет в долгосрочную аренду участок площадью около 200 га, где будет создана необходимая инженерная инфраструктура, построены типовые производственные и офисные здания для сдачи в аренду как иностранным, так и российским компаниям.
Хорошие перспективы у инвесторов в развитии транспортной инфраструктуры Московской области. По нашей территории проходят такие транспортные европейские коридоры, как: Лондон – Берлин – Варшава – Минск – Москва - Нижний Новгород - Екатеринбург и Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва – юг России. На основе этого транспортного каркаса мы будем формировать новые перспективные территории экономического развития.
- Как вы относитесь к трудовой миграции – как из Московской области в Москву, так и из стран ближайшего зарубежья в Московскую область ?
- Одна из главных проблем сегодня – нехватка кадров и, в первую очередь, рабочих профессий. Отсюда и наше понятное отношение к трудовой миграции в Москву. Конечно, современные рыночные отношения требуют от работника определенной мобильности в поиске работы. И чем выше его квалификация, тем выше конкурентоспособность и возможность трудоустройства на наиболее престижные рабочие места. Но, наверное, каждый из нас хотел бы работать недалеко от своего дома, в своем районе или городе, а не мотаться по электричкам.
Поэтому создание условий для трудоустройства наших жителей в Подмосковье является одной из приоритетных задач Правительства Московской области. Растет заработная плата. Сегодня она составляет в среднем 8 тысяч рублей, а по отдельным профессиям высококвалифицированные кадры получают 30 и более тысяч рублей. Темпы роста заработной платы одни из самых высоких в России. Причем достигнуты они не на базе банковских структур или сырьевых отраслей экономики, как в некоторых регионах, а за счет таких ключевых секторов экономики области как промышленность, строительство, транспорт и связь, наука. Во внебюджетной сфере минимальная заработная плата достигла 2,2 тысяч рублей, а с 2005 года, в результате достигнутого с работодателями и предпринимателями соглашения, составит 3 тысячи рублей.
Особое внимание уделяется обеспечению роста заработной платы бюджетникам. После очередного ее повышения в декабре этого года средняя заработная плата в бюджетной сфере составит 6 тысяч рублей. В планах Правительства области и дальше наращивать усилия в решении этого вопроса.
Все это не могло не сказаться на том, что все большее число наших жителей, ездивших в Москву на работу, находят достойные рабочие места в Подмосковье.
Вместе с тем, несмотря на интенсивный рост численности занятых в экономике области, Подмосковье остается одним из самых привлекательных регионов России по возможностям трудоустройства. Есть много свободных вакансий, особенно по рабочим профессиям, не требующим высокой квалификации, и вспомогательным работам в строительстве, сельском хозяйстве и других отраслях.
Поэтому трудовая миграция из стран дальнего и ближнего зарубежья является одним из источников решения кадровой проблемы в области. Мы прекрасно понимаем, что значение этого источника может усилиться и в связи с надвигающимся демографическим кризисом у нас, как и в целом по России.
- Для вас, наверное, сейчас важно отработать систему, которая обеспечила бы такое положение, когда иностранные работники приезжали бы к нам действительно трудиться, а не заниматься непонятно чем, как это нередко пока происходит?
- Вы правы. Нельзя допустить, чтобы кто-то проживал у нас нелегально или занимался нелегальной трудовой деятельностью. Все это ведет к усложнению криминогенной обстановки, снижению эффективности антитеррористических мер, а также большим потерям бюджета. Недополученные средства могли бы пойти на дальнейшее развитие инфраструктуры городов и районов, с учетом лиц, приезжающих на работу в область. В то же время не секрет, что некоторые хозяйственные руководители вместо того, чтобы повышать зарплату, создавать нормальные условия труда и тем самым способствовать решению проблемы за счет наших кадров, идут по пути привлечения иностранной рабочей силы. Здесь мы усматриваем двойное нарушение действующего законодательства. Во-первых, игнорируются интересы местного рынка труда. Во-вторых, иностранные работники нередко попадают в рабские условия работы.
Все это требует постоянного контроля ситуации со стороны органов власти. Вместе с тем закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» не обеспечивает условия, когда власть на местах могла бы более эффективно влиять на решение проблем привлечения и использования иностранной рабочей силы. По действующему законодательству разрешение на трудовую деятельность выдает миграционная служба МВД России по заключениям службы занятости об отсутствии на рынке труда тех или иных специалистов. Естественно, эти органы не в состоянии решить широкий круг вопросов, связанных с привлечением и использованием иностранной рабочей силы. О некоторых из них я уже сказал.
Поэтому мы глубоко убеждены в том, что необходимо в законодательном порядке повысить роль и ответственность исполнительной власти в регионах в вопросах миграционной сферы. Знаем, что в этом с нами солидарны многие регионы России.
Но и в сегодняшних условиях мы не сидим, сложа руки. В рамках законодательства создана областная Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников с участием представителей областных служб миграции и занятости. Комиссия решает проблему с учетом интересов как Московской области, так и приезжающих к нам на работу иностранных граждан. В результате ее деятельности сотни организаций подняли заработную плату, десятки ликвидировали долги по ней и привели в соответствие нормативным требованиям условия труда. Следует добавить, что немало организаций были введены в правовое поле по налогам, использованию земли, регистрации и т.д.
За полгода существования Комиссии в 2,5 раза увеличилось количество трудовых мигрантов, осуществляющих свою деятельность на легальной основе. Но это только видимая часть айсберга нелегальной трудовой миграции. Еще предстоит немало сделать, чтобы навести здесь порядок.
- Что сегодня для вас представляется главным?
- Вы знаете, это тема для отдельного разговора. Скажу кратко. Мы будем заниматься продолжением работы по структурной перестройке экономики. Необходимо создание новых и модернизация действующих производств в дотационных муниципальных образованиях. Решающая роль принадлежит развитию и внедрению наукоемких технологий.
Второе направление - развитие секторов экономики, дающих быстрый экономический эффект и имеющих большое социальное значение. Нам во что бы то ни стало нужно форсировать газификацию села. Это больное место области. Без газификации, которая, к сожалению, испытывает огромные трудности с финансированием, новых линий электропередач наше село не обретет вторую жизнь.
- Не вдаваясь в политику, на ваш взгляд, какие законодательные инновации могли бы значительно улучшить систему управления в регионах?
- На сегодняшний день законодательных инноваций достаточно много. Самыми значимыми из них являются такие, как разграничение расходных полномочий между федеральным центром и регионами.
Для реализации жизненно важных для субъектов Российской Федерации законодательных инноваций, а также для преодоления коллизионности правовых норм, следует подкреплять их финансовыми ресурсами. В частности, целесообразно создать механизм уплаты налогов предприятиями в бюджет тех регионов, где непосредственно осуществляется их производственная деятельность, а также уплаты налога на доходы физических лиц по месту их проживания. Сами понимаете, как это важно особенно для Подмосковья, где сотни тысяч людей живут на территории области, а на работу ездят в столицу. Соответственно, налоги платят не по месту жительства, а по месту работы.
При этом необходимо, чтобы законодательные инициативы субъектов Российской Федерации находили должную поддержку на федеральном уровне.
Беседу вел
Николай ЛОБОДЮК Журнал «Управление персоналом», № 1-2 за 2005 г.
Вверх
|