Мы бизнесу не мешаем работать, а помогаем
В последние годы произошли заметные перемены в Подмосковье: люди больше не ездят в Москву за «благами цивилизации». Уютное кафе около дома, свежие местные продукты, круглосуточный гастроном, внимательный знающий педагог частной школы все это и тысячи других «насущных» забот и есть сфера малого бизнеса. В Подмосковье, похоже, создаются благоприятные условия для его развития. А четыре года назад губернатор Борис Громов учредил даже «специальный» праздник – День предпринимателя Московской области.
-Борис Всеволодович, как бы вы в целом оценили сегодняшнее состояние предпринимательства в Московской области?
-Думаю, оно в целом положительное. В последние годы для предпринимательской деятельности в Московской области действительно созданы благоприятные условия. Прежде всего, потому что у нас достигнуто устойчивое и динамичное развитие экономики. По удельному весу малых предприятий Подмосковье занимает одно из ведущих мест в России. Малый бизнес дает около 24 процентов налоговых поступлений в бюджет области.
Предприниматели взяли на себя значительную долю забот. По обеспечению населения региона необходимыми и качественными товарами и услугами. По созданию новых рабочих мест. В общем, они активно участвуют в позитивном изменении облика Подмосковья. За последние четыре года значительно вырос объем выпуска товаров и услуг малыми предприятиями. Где-то более чем в 4 раза. Этот объем в 2004 году составил более 177 млрд. рублей.
В общей сложности в малом бизнесе работает около 540 тысяч человек. Это более четверти от общего числа занятых в Московской области. И с каждым годом растет число новых малых предприятий. Они осваивают высокотехнологичные производства, наукоемкую сферу, строительный сектор. Предоставляют жителям Подмосковья бытовые, транспортные, образовательные, медицинские, информационные услуги.
В этом году наши предприниматели попали в число лауреатов Национальной премии «Золотой Меркурий». Например, в номинации «Лучшее малое предприятие в сфере услуг» победителем стало ООО «С-Профит» из города Ступино.
Все это свидетельствует об эффективной работе малого предпринимательства в Московской области. Несомненно, оно способно решать серьезные задачи социально-экономического развития нашего региона. У него огромный потенциал.
-Известно, что еще в конце 90-х бизнес был практически брошен на произвол судьбы. Однако он затем словно восстал из пепла и в последние годы явно набирает силу. Какую роль в становлении предпринимательства играет Правительство Московской области?
-Правительство области всегда отмечало важность вопросов поддержки и развития малого предпринимательства. Сегодня исполняется пять лет Комитету по развитию предпринимательства Московской области. Оно и было создано Правительством области для решения вопросов малого бизнеса. Деятельность Комитета осуществляется на основе областных целевых программ. В 2004 году нами одобрена четвертая по счету целевая Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Московской области на 2004-2007. Правительством области одобрен проект Закона «О ремесленной деятельности». В начале этого года нами принято постановление. Оно касается создания Совета по развитию предпринимательства.
-В чем все-таки секрет возрождение предпринимательства в области?
-Мы бизнесу не мешаем работать, а помогаем.
-Все так просто?
-Нет, не просто. Но это очень важно.
-Какой уровень развития предпринимательства по районам области?
-Он не везде одинаков. Наиболее успешно развивается в Балашихинском, Красногорском, Истринском, Одинцовском, Химкинском районах. В городах Долгопрудном, Звенигороде, Железнодорожном, Жуковском, Лобне, Реутове, Троицке, Юбилейном. Слабо - в Электрогорске. А также в Зарайском, Серебряно-Прудском, Луховицком, Волоколамском и Озерском районах. Наша задача, в частности, состоит в том, чтобы малое предпринимательство во всех муниципальных образованиях развивалось более интенсивно.
-А что больше всего мешает сегодня бизнесу?
-Есть несколько значимых проблем. Недостаток финансовых средств. Незащищенность перед излишним контролем со стороны, к примеру, торгинспекций, пожарников, милиции, СЭС. Административные препятствия при регистрации и открытии своего дела.
Как улучшить финансирование субъектов малого предпринимательства? Правительство области совместно с профильным Комитетом работает над расширением сети микрофинансовых центров в Подмосковье. Заключаются Соглашения с коммерческими банками. Создается залоговая компания для обеспечения предпринимательства кредитными ресурсами.
Что делается для решения проблемы административных препятствий при открытии малых предприятий? Здесь пока лучшее средство – муниципальные приемные по принципу «одного окна». Они сейчас создаются по всему Подмосковью.
Решается проблема излишнего внимания со стороны «горе-контролеров». Предприниматели могут теперь предлагать каждому такому «инспектору» отметить свой визит в Журнале учета проверок контролирующими органами. Это действенная мера по сокращению необоснованных проверок субъектов малого предпринимательства контролирующими органами. Она была внедрена Постановлением Правительства области.
Мы активно поработали над Законом «О регулировании земельных отношений в Московской области». В результате большинство поправок, внесенных предпринимателями, было учтено. 20 апреля 2005 года Закон подписан. Его введение в действие решит многие вопросы. В частности, позволит снизить арендную плату за пользование землей.
-В свое время вы говорили, что очень большие надежды возлагаете на использование интеллектуального потенциала в сфере малого инновационного бизнеса. Оправдываются ли ваши ожидания?
-Правительством Московской области придается важное значение развитию инновационного бизнеса. Это связано с уникальностью нашего наукоемкого региона. В Подмосковье работает более двух тысяч малых инновационных предприятий. В том числе в области информационных и космических технологий, биотехнологий, приборостроения, электроники.
При содействии развитию малого инновационного предпринимательства важно решать задачи по реализации принципа «технологического коридора». То есть от получения новых знаний до получения новой конкурентоспособной продукции и презентации ее на рынке. Для их решения разработан проект областной программы развития малого инновационного предпринимательства на 2006-2008 годы.
В Московскую область пришли профильные инвесторы. Мы будем развивать систему технопарков. В том числе в городах Пущино, Троицке, Фрязино. Готовится совещание по этому вопросу с участием Российской Академии наук, Министерства промышленности и науки.
-Год назад областное Правительство приняло решение о наделении Комитета по развитию предпринимательства Московской области функциями координатора по развитию бытового обслуживания населения и сферы услуг в Подмосковье. Что делается для развития этого направления?
-Сделано на самом деле очень много. Московская область стабильно занимает второе место на российском рынке бытовых услуг. Объем их реализации на одного жителя в прошлом году составил чуть более 3000 рублей. По России эта цифра в 2,5 раза меньше. Эти данные говорят о многом. Повышается не только социальный уровень, но также и качество жизни нашего населения.
Развиваются те виды услуг, в которых люди сейчас больше всего нуждаются. Сюда относятся услуги по ремонту и строительству жилья. По техобслуживанию автотехники, услуги парикмахерских. Наряду с традиционными предприниматели внедряют новые виды услуг. Организуются предприятия, которые представляют услуги по подбору нянь, домработниц, по уборке квартир, мелкому ремонту мебели, предметов домашнего обихода. Отрасль быстро развивается. В прошлом году, например, открыто почти 900 новых предприятий и приемных пунктов бытового обслуживания.
-Это впечатляет. А как быть людям с бытовыми услугами? Раньше была очень удобная, многопрофильная форма оказания услуг населению – Дома быта…
-Вы правы. Дома быта должны возрождаться. Наш Комитет по развитию предпринимательства работает сейчас над этим совместно с ЗАО «Народная торговая инициатива». В десяти муниципальных образованиях они сегодня реализуют очень своевременный проект. Он так и называется - «Дома быта Подмосковья». Цель проекта – привлечь инвесторов. Они должны построить в городах и районах области комплексные Дома быта. Часть площадей этих Домов в будущем планируется передать муниципальным образованиям. Они эти площади отдадут в аренду для предприятий бытового обслуживания. Уверен, что многие муниципальные образования включатся в реализацию этого проекта.
Беседовал
Николай ЛОБОДЮК
«Комсомольская правда», 30 мая- 5 июня 2005 г.
Вверх
|