Интернет-ресурсы московской области Карта сайта
Поиск
Губернатор Московской области
Новости Губернатор Команда Деятельность Мероприятия Пресса Контакты
Главная » Пресса

 Интервью Губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова редакции опубликованное в «Московский комсомолец»

 Интервью Губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова редакции опубликованное в "Комсомольской правде"

 Статья "Власть всегда должна помнить о людях!" Бориса Всеволодовича Громова, опубликованная в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" 10 декабря 2005 г.

 МАКС обошел Фарнборо на крутом вираже - Российская газета

 Домашнее задание правительству - Московский Комсомолец

 Мы не придаток столицы, а самодостаточный регион

 Интервью Губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова редакции опубликованное в "Комсомольской правде"

 Из-за Москвы бюджет Подмосковья в 2004 году потерял около 9 млрд. рублей

 Мы бизнесу не мешаем работать, а помогаем - "Комсомольская правда"

 Маленькие, но граждане — Московский Комсомолец

 Кофе с учеными плюшками — Московский Комсомолец

 Операция "Засада" — Московский Комсомолец

 Звонок в большую жизнь — Московский Комсомолец

 Гром Победы - «Московский Комсомолец»

 Нашу Победу не отдадим никому! - «Комсомольская правда»

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7


«Борис Громов: Политика дело чистое — для людей и во имя людей»

- Борис Всеволодович! Вы - губернатор Московской области. Что, по-вашему, является главным достоянием, главным богатством Подмосковья?

- Люди.

- А еще?

- Земля, на которой эти люди живут.

- Но земля земле - рознь?

- В известном смысле - да. Конечно, рознь. Стоимость, притягательность и значимость подмосковной земли определяется ее близостью к столице. Это очевидно.

- Облегчает ли это обстоятельство существование миллионов жителей Подмосковья? И вашу работу как губернатора? Или, наоборот, осложняет?

- Упрощать подобного рода вещи, по всей вероятности, не стоит. Все имеет свои плюсы. И свои минусы. И все нуждается в объективном, правильном подходе. Но главное - в разумной, плодотворной деятельности. В напряженной работе. Ты ставишь цель - цель должна быть достигнута.

- Какую цель вы поставили перед собой и правительством столичной области, став губернатором?

- Говоря коротко, очень понятную и очень сложную: почти семь миллионов человек, населяющих Подмосковье, должны жить не хуже, чем люди, которые живут в Москве.

- В понятие "жить не хуже" уровень заработной платы москвича и жителя Подмосковья входит?

- Да, безусловно. Три с лишним года назад, когда мы приступили к работе, уровень заработной платы людей этих двух категорий был разительным. За последнее время разрыв так же разительно сократился.
И продолжает сокращаться. Мы уже несколько раз повышали зарплату бюджетникам, приостановили бегство врачей, учителей из области в Москву. Увеличили доплаты к государственным социальным пенсиям.

- За счет чего?

- За счет бюджета. Бюджет должен работать на людей! Это главная установка, которой следует правительство области. Замечу, что наши усилия в деле наполнения бюджета не пропали зря: его доходная часть выросла за последнее время на 50 миллиардов рублей. И уже составляет почти 70 миллиардов. Недавно я поставил новую задачу: бюджет 2004 года должен достигнуть суммы в 85-87 миллиардов рублей. Мы существенно увеличили расходы на социальную политику - в 3 раза.

- У вас есть некая точка отсчета? Каким был бюджет области, когда вы пришли?

- В казне гулял ветер. Долги превышали 12 миллиардов рублей. Это было почти вчера - в 2000 году.

- С чего вы начали в такой ситуации?

- С наведения элементарного порядка.

- Порядка в чем?

- Прежде всего в постановке на налоговый учет сотен предприятий Московской области. До этого они почти все были зарегистрированы в Москве. Соответственно, и налоговые отчисления уходили из области в Москву. Когда я стал губернатором, в Подмосковье собиралось пять-шесть миллионов рублей в день. Сегодня ежедневный налоговый сбор - около 100 миллионов рублей. Работа с перерегистрацией предприятий была проделана в точном соответствии с законодательством. Одновременно мы сосредоточили свое внимание на создании нормальных условий для подъема с колен большинства подмосковных промышленных предприятий.

- Позвольте школьный вопрос: какова площадь Московской области?

- 47 тысяч квадратных километров. Это значит, что Подмосковье - неисчерпаемый рынок для всех видов товаров. И сама область производит фактически любую продукцию: от мебели до космических кораблей. По целому ряду экономических показателей мы уже вышли в лидеры в Центральном регионе страны. Недавно крупнейшее мировое рейтинговое агентство "Стандарт энд Пурс" присвоило Московской области позитивный кредитный рейтинг. Подобную оценку в России имеют лишь пять субъектов. В Подмосковье сегодня работают более 900 иностранных компаний и предприятий. Инвестиционный престиж области растет. В прошлом году инвестиции составили около сорока миллиардов рублей. За три месяца этого года к нам только прямых зарубежных инвестиций пришло около 250 миллионов евро. Наши усилия направлены на то, чтобы к концу года прямые инвестиции достигли цифры в 1 миллиард долларов.

- За счет чего?

- Прежде всего за счет создания хороших условий для инвесторов. Все средние и крупные проекты правительство области берет под свое прямое "сопровождение". К тому же мы представляем инвесторам налоговые льготы (по закону - до 4 процентов). Предлагаем три-четыре площадки для строительства на выбор. Все это привлекает крупный бизнес. И бизнес идет к нам.

- Борис Всеволодович, многие читатели утверждают, что выбор места в Подмосковье больше заботит не тех, кто строит заводы, а тех, кто возводит дачи. Подмосковные власти и вас лично обвиняли в незаконном выделении коммерческим фирмам участков под застройку в заповедных зонах, на сельхозугодьях и т.д.

- Никакой это не скандал, а самая настоящая политическая конъюнктура. Я за свои слова отвечаю. Во-первых, в правительстве Московской области не найдется чиновника, который бы пошел на прямое нарушение закона и сам себя посадил за решетку. Во-вторых, решение принимает не один человек. Не губернатор или, скажем, министр экологии и природопользования. Есть установившаяся система. Обращается, например, физическое или юридическое лицо, присылает заявку: прошу выделить, например, 30 гектаров в районе Одинцово в лесопарковой зоне и т.д. и т.п. Специальный координационный совет выясняет, что за участок. В совет входят человек 15, в том числе министр природопользования, представитель прокуратуры и другие. На заявку дают ответ - прежде всего о том, свободна земля или нет. Сегодня свободной земли в природе не существует. Она в собственности бывших колхозов, совхозов (все они теперь АО или ЗАО), федеральная, муниципальная... А земли лесного фонда выделяются только решением Правительства Российской Федерации, и при мне за три года ни одного гектара никому не передали. Такой же порядок и в отношении водоохранных зон, полос отчуждения. Рассказы о "гигантских аферах" не соответствуют действительности. Ряд нарушений в некоторых муниципальных образованиях был. Мы с ними разбираемся. Но преступать закон, повторяю, желающих нет. А писать сегодня можно любой бред.

- Хорошо. В Дмитровском районе много совместных предприятий - например с Голландией. Поговаривают, что зарубежные бизнесмены скупают у селян земельные паи. Люди опасаются, что их с земли со временем просто выкинут. Заменят "импортными рабочими". А с фермеров уже сейчас берут по 100-150 долларов за гектар в виде арендной платы. Что нужно сделать, чтобы крупные инвесторы не обижали крестьян?

- Вернусь опять к началу нашего разговора. Меня в принципе не интересует, кому принадлежит агрофирма - бывшему совхозу, Управлению делами Президента (а в Московской области есть такие комплексы) или фирмам. Главное, чтобы люди нормально жили. Чтобы получали хорошие деньги. И земля обрабатывалась. Для этого, собственно говоря, многие иностранцы сегодня в Россию и приходят. А то, что никого никем не заменят и работать в таких агрофирмах на 90-95 процентов будут местные жители, у меня сомнений нет. Во-первых, есть соответствующее законодательство. Во-вторых, когда мы даем разрешение таким фирмам работать в области (в том числе и в Дмитровском районе), то мы, естественно, изучаем эти фирмы: кому они принадлежат, как себя зарекомендовали. То есть, говоря языком силовиков, мы их "прорабатываем".

- У вас, как у губернатора, есть принцип, которым вы неукоснительно руководствуетесь в своей работе?

- Есть.

- Как бы вы его обозначили?

- Системность. Мы вырабатываем системный подход к решению в сущности любых проблем региона - транспортных, жилищных, медицинских, образовательных и так далее. Принцип основан на стратегическом выборе целей, долгосрочном и тактическом планировании, концентрации сил, средств и реальных возможностей. Хотел бы особо подчеркнуть: у нас сложились плодотворные деловые отношения с федеральными властями. Мы ощущаем поддержку Президента, премьера страны, отраслевых федеральных руководителей.

- В таком случае логично коснуться, например, такой животрепещущей темы, как тема жилья. Ведь не секрет - это одна из самых острых проблем не только Подмосковья, но и большинства регионов России.

- Да. Тема болезненная. Ею занимаются все. В том числе и руководство страны. И до ее окончательного "снятия" с повестки дня еще далеко. Но факт остается фактом - наши усилия в этом отношении уже принесли успех. Пусть и скромный, но реальный: по вводу жилых домов мы вышли на вторую позицию в России.
Мы бьемся над транспортной проблемой - она ведь не менее остра, особенно для сельской местности. Мы приобрели 700 автобусов, развиваем троллейбусное сообщение в таких городах области, как Химки, Подольск, Видное. Мы построили и реконструировали 35 мостов, отремонтировали 2 тысячи километров дорог. Недавно был поднят вопрос развития в области с большим количеством пустующих по существу аэродромов авиации общего назначения. Как губернатор, я, конечно, идею поддерживаю. Ведь это - взрывное развитие туризма, появление новых рабочих мест и так далее.
Мы смогли оживить одну из самых умирающих сфер жизни - ЖКХ. В 2000 году износ теплосетей и котельных в Подмосковье приблизился к критической черте. Сегодня комплекс стал работать более менее устойчиво. Хотя, повторяю, до полного успеха в этом многотрудном деле очень и очень далеко. Но самое главное - мы ни на день не оставляем без внимания эту важнейшую для каждого человека проблему и на подготовку ЖКХ к зиме 2003-2004 гг. выделили муниципальным образованиям 700 млн. рублей сверх запланированных.

- Борис Всеволодович! По некоторым данным, по росту объемов промышленной продукции область вышла на 1-е место в России. Именно в это время заговорили о целесообразности слияния Подмосковья и Москвы. Как вы относитесь к этой идее?

- Это не идея. Это мыльный пузырь.

- Ясно. Какое значение вы придаете работе в социальной сфере?

- Разумеется, первостепенное. Ведь большинство из того, о чем мы говорим, - и есть социальная сфера.

- Зарплата людей в том числе?

- Конечно. Прежде всего - зарплата.

- Тогда разъясните, пожалуйста, нашим читателям, что означают ваши слова о некоем кратном повышении окладов, например, бюджетникам Подмосковья?

- Объясняю. К концу этого года бюджетники Подмосковья будут получать от трех до пяти тысяч рублей в месяц. На будущий год, если избиратели вновь доверят мне мой нынешний пост, мы планируем довести зарплату до 6-8 тысяч. А в 2005 году - до 8-10 тысяч.

- Коснемся другого - более общего вопроса - закона о местном самоуправлении. Муниципальные образования будут иметь теперь несколько иной набор прав и обязанностей, чем раньше. На ваш губернаторский взгляд, до какого предела можно увеличивать степень их самостоятельности? И в чем ее надо жестко ограничивать?

- Я всегда говорил, что закон о местном самоуправлении нужен. Но в документе, который уже принят Госдумой во втором чтении, некоторые положения, по-моему, надо менять. Я не понимаю, каким образом с 1 января 2006 года, когда закон введут в действие, в Московской области вдруг появится сразу 600-700 муниципальных образований. Каждое - со своим бюджетом, со своими чиновниками, кабинетами и так далее. Сейчас у нас в соответствии с законом области 73 муниципальных образования первого уровня. А семь так называемого второго уровня - Октябрьский поселок, Томилино и т.д. Образования разные по объемам, по масштабам и по доходам. Есть большие (тот же Раменский или Одинцовский район), есть маленькие и совсем маленькие (поселок Приокск внутри города Ступино). Когда пошла игра в муниципальные образования в начале 90-х, кто успел, тот и закрепился.

- Предлагаете вернуть все обратно?

- Можно. Даже относительно благополучные муниципальные образования, скажем, Ленинский, Ногинский, Одинцовский районы и т.д., сейчас не способны самостоятельно поддерживать систему здравоохранения, закупать для школ оборудование, учебники, спортинвентарь. Что говорить о Талдомском или СеребряноПрудском районах? Мы выделяем средства из областного бюджета буквально на все. Полностью закрыли долги по детским пособиям. Увеличили бюджетникам зарплату в 4 раза за счет областных надбавок. Повысили стипендии и пенсии... Сегодня мы можем это делать. А когда вступит в силу закон о местном самоуправлении - ситуация станет совершенно иной. У муниципальных образований не будет перспективы развития. Где им придется добывать деньги, неизвестно. Доходной части у муниципальных бюджетов нет. Нет, не было и не будет. На уровне области - да. Строятся новые предприятия, расширяется налогооблагаемая база...

- И по-прежнему существуют спорные вопросы. Например, кому принадлежит земля около МКАД? В чей бюджет идут налоги "капиталистов" - Москвы или области? Что-то удалось решить?

- Споры по землям как были так и остались. Границы между столицей и областью официально нет. В свое время Лужков и Тяжлов подписали документ, по которому 45 метров от границы новой МКАД - территория Москвы. Рабочая группа долго и тщательно изучала этот вопрос. Если говорить строго "по науке", то границу надо проводить вообще-то по осевой линии автодороги. Потому что когда МКАД расширяли, то в основном - за счет территории области. А город хочет еще и эти 45 метров. Конечно, это самая лакомая земля - автозаправки, магазины, комплексы, с которых можно получать огромные деньги. То есть и здесь главный вопрос - капитал. Вот был спор с аэропортом "Шереметьево". Меня в принципе не интересует, кому он принадлежит - Москве, государству, "Аэрофлоту". Важно другое - на чьей он земле и куда пойдут налоги. Суд окончательно определил: "Шереметьево" находится на территории Подмосковья. Следовательно, налоги должны идти в областной бюджет. В течение полутора-двух лет мы занимались тем, чтобы заставить все составляющие "Шереметьева" - заправочный комплекс, гостиницу, дьюти-фри и т.д. - подчиниться закону РФ под названием Налоговый кодекс. Встать на учет в Московской области и платить налоги в область. Удалось лишь частично.

- Подсчитывали сумму упущенной выгоды?

- Можно представить. Примерно 800 тысяч жителей Подмосковья работают в Москве. Около 200 тысяч москвичей - в области. Возьмите среднюю зарплату. Подсчитайте с нее налоги. Получится огромная цифра. Если бы наши граждане, как в Германии, платили налоги по месту жительства, очень многие финансовые проблемы Подмосковья уже давно удалось бы решить.

- Вопрос читателя: я нередко езжу по Московской области. Меня поражает невообразимая замусоренность некоторых мест. Подмосковье годами превращают в свалку. Как с этим бороться?

- Труднейшая, как ни странно, проблема. Ни одна из мер - штрафы, административные взыскания - не дают заметного результата. Недавно мы, правда, "пробили" (другого слова не подберу) новую для себя структуру - областную экологическую милицию. По-хорошему, это бы нужно было уже давно сделать в масштабах Федерации. Объединить усилия силовиков и бороться с замусорением страны, как борются с распространением другой заразы - наркомании...
Вторая сторона той же медали - так называемый организованный вывоз отходов, мусора из Москвы. Три года мы разбирались с полигонами - или, в просторечии, свалками. Процентов на 95 разобрались. Там деньги крутятся очень большие. Причем наличные. Каждая свалка имеет свою "крышу". Впрочем, это даже не мафия. Это - отрасль. Все полигоны распределены.

- Есть петербургский опыт строительства мусороперерабатывающих заводов, правда, совместно с финнами. Жизнь заставила. Запротестовала Европа. Есть ли подобные проекты в Подмосковье?

- Предложений много. В основном от иностранных фирм. Но нас не устраивает экологическая чистота этих заводов. Они и сами загрязняют атмосферу. Принцип сжигания мусора Подмосковью вообще не подходит.

- В Подмосковье живут много военных - больше, чем в любой другой области. Правительство Московской области формально не обязано помогать этим людям. Их содержит федеральный бюджет. Но из разговоров с ветеранами мы знаем, что поддержку область оказывает, и довольно существенную. Вы идете на это из моральных соображений?

- Действующие военнослужащие, которые относятся к системе Минобороны или МВД, и еще ряд категорий граждан получают деньги из федерального бюджета. А пенсионеров, где бы они ни работали, содержим мы. Кстати, пенсионеров в Подмосковье более 2 миллионов человек из 6,6 миллиона жителей.

- Вы уже упомянули вскользь о 2 тысячах км отремонтированных дорог. А какие современные трассы (в том числе платные) планируется построить в обозримом будущем?

- Эти планы уже в разработке. Например, мы сейчас рассматриваем вопрос строительства платной автодороги, которая будет начинаться где-то в районе "Ашана", пересекать Минское шоссе, огибать с севера Одинцово и выходить на Старую Можайскую дорогу, разгрузив Рублевское и Минское шоссе. Второе шоссе будет на востоке по направлению на Ногинск. Есть план реконструкции так называемого "бетонного кольца", которое в свое время проложили для ПВО на 40-50-м километре от Москвы. Я уже премьеру Касьянову об этом докладывал. Кольцо хотим сделать таким же, как МКАД, решив не только транспортные, но и экологические проблемы. Тяжелые фуры с грузами не будут крутиться по МКАД. Пойдут в обход Москвы. Начав это строительство - примерно 350 километров по окружности, - мы произведем самую настоящую революцию в среднем Подмосковье. Дорога резко повысит цены на земли вдоль дороги. Рядом с новым кольцом планируем строительство жилья и распределительных пунктов для промышленных и продовольственных товаров - как, например, под Парижем (специально ездили смотреть). Товары из пунктов будут возить в Москву на "бычках" и "газелях". С минимальным ущербом для экологии.

- Банальный вопрос: а деньги?

- Некоторых зарубежных инвесторов мы уже нашли. Даже на стадии разработки проекта. Интерес понятен: на это кольцо будут "завязаны" два европейских транспортных коридора - северный (на Петербург) и западный (через центр Европы в Азию). Нас, естественно, поддерживают федеральные структуры. Но есть и сложности. Вокруг бетонки много объектов, относящихся к Министерству обороны.

- А как обстоят дела с газификацией области?

- Подмосковье по уровню газификации уступает практически всем областям центральной России. Скажем, Брянская, Орловская области газифицированы на 100 процентов. А Подмосковье - процентов на 65. В сельской местности еще хуже. У нас есть план, выделяются деньги. Но, к сожалению, и за этот и даже за следующий годы проблему решить нереально. Однако в 2005 году план газификации необходимо выполнить.

- В Московской области строится колоссальное количество спортивных сооружений. Зачем так много? Нужен ли массовый спорт тем, у кого главный тренажер - вилы на сенокосе?

- Мы решили практически в каждом среднем и крупном городе иметь современное спортивное сооружение. Деньги вкладываем большие. Цель одна - вытащить молодежь из подворотен. Создать детям условия для бесплатных занятий спортом. Не в Москву же им ездить для этого! Только в текущем году мы сдаем 14 объектов. Всего их будет 38, вплоть до ледовых дворцов в Красногорске и Клину, которые уже построили. Дворцы предназначены именно для массового спорта. Приезжайте зимой - увидите, сколько там людей катаются на коньках. Есть уже большой спортобъект в Ногинске, скоро появятся такие же в Чехове, Дмитрове, Щелкове, Можайске и др. Кроме спортивных сооружений мы реставрируем и строим новые дворцы и дома культуры. Начали заниматься дворовыми площадками. Все делается для того, чтобы молодежи было чем заняться. К сожалению, сейчас Подмосковье вышло в лидеры по уровню наркомании. Здесь сказывается все - и близость мегаполиса, и дешевизна наркотиков, но прежде всего - безысходность, когда молодому человеку не "к чему" себя приложить. Эта проблема решаемая. Но ею надо всерьез заниматься. Выделять деньги, привлекать специалистов - что мы сейчас и делаем. Точно так же, как и с ЖКХ. Но сколько ни кричи о реформе, для того чтобы те же ЖКХ области привести в нормальное состояниe, необходимо как минимум 40 миллиардов рублей. Почти половина годового бюджета. В этом году мы впервые за последнее десятилетие, как я уже говорил, изыскали на эти цели 700 миллионов рублей. Хватает только на те объекты, которые находятся в аварийном состоянии.

- Борис Всеволодович, говорят, что подмосковная администрация намеревается переехать в Красногорск. Сделать, так сказать, Красногорск, столицей области. Это правда?

- Да. Есть такой план. Сейчас наши правительственные структуры арендуют здания в Москве. Деньги уходят огромные. Цены на аренду постоянно растут.

- Скоро в Подмосковье выборы. Не только губернатора, но и глав местных администраций. Нет ощущения, что "заигрались" в местные кампании?

- Мы в Звенигороде 2 года бились, пока сменили главу. То же было и в Волоколамске. А вообще - вопрос сложный. В принципе я не против выборной системы глав муниципальных образований. Но если их действительно окажется шесть сотен, нас ожидает кошмар. Не говоря уже о том, что во власть стройными рядами двинется (и пройдет) криминал.

- А по поводу своих губернаторских выборов вы все уже четко решили? Будете баллотироваться?

- Да. И меня мало волнует, какие еще есть желающие. И какую грязь на меня начнут лить и уже льют. С определенностью могу сказать: компромата на меня в природе не существует.

- Читатель из Рузы интересуется: вы сильно изменились за те годы, что прошли после Афганистана и время губернаторства? Появился ли негативный опыт?

- Жизненная позиция какой была, такой и осталась. Изменились некоторые подходы к тем или иным явлениям жизни. В сугубо личном плане? Бросил курить. 22 июня 1992 года. Стало "воевать" сердце... Узнал много хорошего. И нехорошего... Говорят: политика - дело грязное. Я убежден, что политика как раз дело чистое: для людей и во имя людей. Но есть немало грязных политиканов, которые делают политику грязной. Наживаются на ней. Эксплуатируют в своекорыстных целях.

- Чем вы занимаетесь в свободное время?

- Свободного времени - в обрез. Но если судьба дарит хотя бы одну свободную минуту, посвящаю его дочке Лизочке. В апреле ей исполнилось пять лет. Возраст серьезный.

- Добавить к этому разговору ничего не хотите?

- Только одно: нынешний год руководство Московской области определило как год серьезного прорыва. Год решительных шагов во всех сферах деятельности.

Досье "РГ"

Громов Борис Всеволодович родился 7 ноября 1943 года в городе Саратове в семье служащих. В том же году его отец погиб на фронте.
Окончил Суворовское военное училище, Ленинградское высшее общевойсковое командное училище им. С.М. Кирова, с отличием Военную академию им. М.В. Фрунзе, с золотой медалью Военную академию Генерального штаба. Службу проходил в 7 военных округах. Прошел последовательно все должности - от командира взвода до заместителя министра обороны.
Трижды был в командировке в Афганистане.
В январе 2000 года избран губернатором Московской области. Женат. Имеет пятерых детей.

Подготовили Геннадий Бочаров и Екатерина Добрынина



Вверх

© Copyright 2003-2005
Центр электронных СМИ Московской области
тел.: (495) 956-8325
Notamedia.ru
Все права на материалы, находящиеся на сайте bgromov.ru, охраняются
в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и
смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка
(hyperlink) на сайт bgromov.ru обязательна.
(Условия ограниченного использования материалов.)