Интернет-ресурсы московской области Карта сайта
Поиск
Губернатор Московской области
Новости Губернатор Команда Деятельность Мероприятия Пресса Контакты
Главная » Пресса

 МАКС обошел Фарнборо на крутом вираже - Российская газета

 Домашнее задание правительству - Московский Комсомолец

 Мы не придаток столицы, а самодостаточный регион

 Интервью Губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова редакции опубликованное в "Комсомольской правде"

 Из-за Москвы бюджет Подмосковья в 2004 году потерял около 9 млрд. рублей

 Мы бизнесу не мешаем работать, а помогаем - "Комсомольская правда"

 Маленькие, но граждане — Московский Комсомолец

 Кофе с учеными плюшками — Московский Комсомолец

 Операция "Засада" — Московский Комсомолец

 Звонок в большую жизнь — Московский Комсомолец

 Гром Победы - «Московский Комсомолец»

 Нашу Победу не отдадим никому! - «Комсомольская правда»

 Глава Подмосковья взялся за дороги и свалки - Российская газета

 Только сильные регионы могут быть опорой России - Журнал «Босс»

 Интервью Губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова редакции журнала «Управление персоналом»

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7


Губернатор ГРОМОВ - Генерал на войне и в мире

В России генералов охотно избирают на различные государственные посты. Не всякий военачальник высокого ранга может стать эффективным гражданским администратором — это доказывается весьма неоднозначными результатами правления целого ряда бывших носителей генеральских званий, занимавших губернаторские кресла в последние годы. Сказанное не относится к губернатору Подмосковья генералу Громову. Дважды избиравшийся губернатором генерал собирается руководить областью и в будущем — не случайно он недавно заявил, что против объединения столицы и области. «Получится неуправляемый монстр».

Карьера советского офицера

Борис Всеволодович Громов родился 7 ноября 1943 г. в Саратове в рабочей семье. Его отец, Громов Всеволод Алексеевич, погиб на фронте в год рождения сына. В 1955 г. Борис Громов, как сын погибшего в Великую Отечественную войну офицера, был принят в Саратовское cуворовское военное училище (СВУ). В 1965 г. окончил Ленинградское высшее военное общевойсковое командное училище им. Кирова, в 1972 г. — с отличием — Академию им. Фрунзе. В 1982—1984 гг. он учился в Академии Генерального штаба Вооруженных сил СССР, окончил ее с золотой медалью. С 1966 по 1991 г. был членом КПСС. Неоднократно избирался делегатом высоких партийных форумов. Награжден семью орденами за боевые и государственные заслуги, Герой Советского Союза. Владеет английским языком.

В свободное время любит ходить в театр. Увлекается спортом, чтением русской прозы. Практикует раздельное питание. Курить бросил после инфаркта в 1992 г.

Личная жизнь Бориса Громова сложилась весьма драматично. Его первая жена погибла 3 мая 1985 г. в авиакатастрофе. В той же катастрофе погиб летчик, оставивший вдову, Фаину Александровну, с двумя дочерями-близняшками. Общее горе сблизило двух людей, которые затем сумели создать общую семью. Генерал удочерил девочек, а в 1998 г. супруга родила еще одну дочь, Елизавету. Ее крестным отцом стал мэр Москвы Юрий Лужков. Сыновья Бориса Громова от первого брака уже взрослые молодые люди.

Свою воинскую карьеру Борис Громов начинал в 1967—1969 гг. в Калининграде (Прибалтийский военный округ), где командовал взводом, а затем ротой гвардейского мотострелкового полка. В 1978—1980 гг. Громов был начальником штаба дивизии в Северо-Кавказском военном округе. В 1979 г. он получил звание полковника. С этого поста уже открывалась перспектива большой военной карьеры. Продвижение ускорила война.

В ноябре 1980 г. Борис Громов был назначен командиром 5-й гвардейской мотострелковой дивизии, которую направили воевать в Афганистан. В первый раз на войне он пробыл два года, получил звание генерал-майора, но главное — приобрел опыт руководства большим коллективом людей, действующих и выживающих в экстремальных условиях.

Вернулся на Родину в 1982 г., окончил (в 1984 г.) Академию Генштаба, немного послужил в должности заместителя командующего армией в Прикарпатском военном округе. В марте 1985 г. Громова назначили генералом по особым поручениям начальника Генерального штаба ВС СССР — начальником группы представителей Генерального штаба в Афганистане. Потом его направили в сравнительно спокойный Белорусский округ, назначив командующим одной из армий, прикрывавших СССР с западного направления.

Но афганская война продолжалась. Это была ловушка, из которой деятелям горбачевской перестройки необходимо было выбраться как можно скорее.

Выход из афганского капкана

В июне 1987 г. генерал Громов был назначен командующим 40-й армией, то есть всем «ограниченным контингентом» советских войск, воевавших тогда в Афганистане. Одновременно он стал уполномоченным правительства СССР по делам временного пребывания советских войск в Афганистане. Получил чин генерал-лейтенанта.

Политическое решение о выводе советских войск из Афганистана уже созревало в высоких кабинетах Кремля. Но такой выход не должен был выглядеть как полная капитуляция. Советские руководители помнили паническое бегство американцев из Вьетнама и не хотели чего-то подобного для себя.

В 1987—1988 гг. 40-я армия осуществила несколько крупномасштабных военных операций, существенно укрепивших позиции просоветского кабульского правительства и президента Наджибуллы. В марте 1988 г. в результате одной из таких операций (ее назвали «Магистраль») от блокады был освобожден восточноафганский город Хост; по итогам этого дела командующий 40-й армией получил звание Героя Советского Союза. Боевые возможности мятежников и войск официального Кабула на некоторое время как бы уравновесились. Спустя несколько месяцев были заключены соглашения, открывавшие перспективы мирного урегулирования в Афганистане. После этого можно было начать долгожданный вывод советских войск.

В феврале 1989 г. последние части Советской армии покинули афганскую территорию. По приказу командования солдаты передали все свое оружие и боеприпасы афганским товарищам, а затем двинулись по мосту над Амударьей, связывающему афганский Хайратон и узбекский Термез. Самым последним прошел по мосту командующий 40-й армией.

Оценивая характер и итоги афганской войны, Борис Громов позднее неоднократно заявлял, что не считает тогдашние действия СССР агрессией: «Мы не воевали с афганским народом. Мы пришли туда не самостоятельно, а по просьбе официальных лиц Афганистана — и не для агрессии, а для помощи». Он не считает, что военные действия завершились поражением Советской армии. «Вопрос о военной победе там вообще не стоял. Если бы этот вопрос был поставлен перед 40-й армией, то проблем в достижении победы не было бы».

В перестроечной и постперестроечной сумятице В 1989 г. генерал-полковник, Герой Советского Союза Громов был назначен командующим Киевским военным округом. И очень скоро безупречный имидж и высокий авторитет генерала привлекли внимание высокого политического начальства, ощущавшего дефицит популярных деятелей в рядах защитников компартийного режима.

Экс-командарма избрали народным депутатом от 542-го Прилукского территориального округа (Черниговская область). Получив мандат народного доверия при поддержке руководства КПСС, он проявил себя как верный солдат партии, уже обреченной на поражение: голосовал против обсуждения вопроса об отмене пресловутой 6-й статьи Конституции СССР, однозначно высказался в поддержку программы правительства Николая Рыжкова и т.д.

В декабре 1990 г. популярный генерал был востребован для нового высокого назначения: он стал первым заместителем министра внутренних дел СССР с оставлением в кадрах Вооруженных сил. Это назначение было воспринято многими как жест в сторону приверженцев политики «жесткой руки», а о самом Громове заговорили как о кандидате в будущие диктаторы.

Во время кампании по выборам президента России в 1991 г. Борис Громов баллотировался в вице-президенты в паре с кандидатом на пост президента Николаем Рыжковым; они, как известно, тогда проиграли, набрав лишь 16,85% голосов избирателей. В июне 1991 г. подпись Громова появилась под «Словом к народу», позднее характеризовавшимся как идейная база Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Однако сам он утверждал, что его фамилия была поставлена под документом без его согласия. 20 августа 1991 г. Громов был вызван из отпуска в Москву и начал подготовку внутренних войск к штурму Белого дома. Однако в ночь с 20 на 21 августа после консультаций с генералом Павлом Грачевым высказался против штурма, приказа о котором в результате так и не последовало.

После августовских событий Громов был удален из МВД, но в отставку не ушел, а поступил в распоряжение Министерства обороны. В октября 1991 г. он был назначен начальником офицерских курсов «Выстрел», потом, примерно через месяц, стал первым заместителем главнокомандующего сухопутными войсками СССР. В 1992 г. он стал первым заместителем командующего силами общего назначения Объединенных вооруженных сил СНГ.

Затем бывшую Советскую армию стали разбирать по кускам правители новых независимых государств, и ОВС СНГ практически перестали существовать.

Министерство обороны РФ возглавил тогдашний ельцинский фаворит Павел Грачев, который, скакнув в министерское кресло с достаточно скромной должности, нуждался в поддержке авторитетных генералов. В июне 1992 г. Борис Громов согласился занять пост заместителя министра обороны под начальствованием своего бывшего афганского подчиненного — ныне полноправного министра.

Команда ветеранов афганской войны, составившая костяк высшего командования Вооруженных сил РФ, помогла Грачеву закрепиться на министерском посту в сложный период 1992—1994 гг. Однако затем «старые афганские товарищи» оказались неудобными подчиненными для министра и его новых выдвиженцев, явившихся в основном из Западной группы войск, только что выведенной из Германии.

Окончательный разрыв между Грачевым и его авторитетными афганскими сослуживцами произошел в связи с обстоятельствами первой чеченской кампании. Борис Громов стал особенно неугоден, когда резко высказался против непродуманного применения войск в попытке свержения режима Джохара Дудаева и затем осудил «варварский выбор боевых средств», примененных российской армией в Чечне.

В декабре 1994 г. Громов по принципиальным соображениям подал рапорт об отставке, но его отставка не была тогда принята. В начале февраля 1995 г. президент Ельцин подписал указ о прикомандировании Громова к Министерству иностранных дел в качестве главного военного эксперта. Спустя еще месяц Ельцин все же согласился удалить Громова из штатов Минобороны.

Должность, полученная Громовым в МИД, его совершенно не удовлетворяла, и, как водится, он подался в открытую для всех сферу публичной политики. На парламентских выборах 1995 г. генерал выступил во главе собственного блока «Мое Отечество», который, однако, не смог преодолеть 5-процентный барьер. Но сам Громов был избран депутатом Государственной думы по Саратовскому избирательному округу.

В Госдуме генерал входил в депутатскую группу «Российские регионы». Был председателем подкомитета по контролю над вооружениями и международной безопасности комитета ГД по международным делам. В 1996 г. стал доверенным лицом Бориса Ельцина на президентских выборах.

В декабре 1997 г. Борис Громов был избран председателем Всероссийского общественного движения ветеранов локальных войн и военных конфликтов «Боевое братство». Затем, в ноябре 1998 г., он участвовал в создании организации «Отечество», входил в ее оргкомитет. В декабре 1998 г. был избран членом Центрального совета (ЦС) и политсовета «Отечества». В сентябре 1999 г. генерал Громов был включен в общефедеральный список избирательного блока «Отечество — Вся Россия» (ОВР) для участия в выборах в Государственную думу РФ третьего созыва. И по итогам выборов получил депутатский мандат. Однако вскоре парламентская карьера генерала закончилась.

В октябре 1999 г. Борис Громов был выдвинут группой избирателей кандидатом на должность губернатора Московской области. Главными претендентами на власть в Подмосковье тогда считались действующий губернатор Анатолий Тяжлов (поддерживавшийся командой Юрия Лужкова) и Геннадий Селезнев, за которого ратовали коммунисты и одновременно с ними кремлевские политтехнологи. Но по итогам первого тура Тяжлов выпал из игры, и в финале состязались Громов и Селезнев. Своего бывшего командующего активно поддержали ветераны-афганцы, составляющие немалую силу в Подмосковье. В то же время областной актив КПРФ фактически раскололся; значительная часть коммунистов не захотела поддерживать официального кандидата компартии, подозревая его в слишком тесных связях с администрацией президента. Громов опередил Селезнева по результатам голосования во втором туре и стал губернатором.

Спустя четыре года он вновь баллотировался на губернаторский пост и вновь победил (на сей раз без излишних треволнений). Ибо уже считался признанным и весьма популярным лидером Подмосковья.

Итоги и перспективы

Московская область — весьма специфический субъект Российской Федерации с уровнем развития, превышающим среднероссийский, но существенно отстающим от московского. Близость столицы с ее мощным потенциалом притяжения в значительной мере смазывает значимость областного центра власти, который к тому же расположен не на областной, а на городской территории. В период губернаторства Тяжлова жители Подмосковья как-то вообще отвыкли ощущать свою областную власть. Районы области и города областного подчинения жили и выживали сами по себе, каждая территория — по конкретному, индивидуальному алгоритму. И все стремились наладить прямые связи с московским городским руководством.

Уже в начальный период губернаторства Громова в делах области означились позитивные перемены. В частности, удалось навести некоторый порядок в финансовых делах, и благодаря этому в областном бюджете стали появляться средства, необходимые для решения неотложных задач. К тому же началось явное оживление экономики Подмосковья, существенно уменьшилась безработица, возросла инвестиционная активность. Стали оживать предприятия ВПК и научно-производственные комплексы. По оценкам экспертов, область по средним показателям социально-экономического состояния уже вышла на предкризисный уровень и даже превзошла его по некоторым позициям.

Улучшение ситуации в Подмосковье определяется прежде всего позитивной динамикой общероссийского посткризисного развития. Но и деятельность областной администрации в данном контексте имеет немаловажное значение, особенно в сфере развития инфраструктуры.

У губернатора Подмосковья издавна сложились вполне дружественные отношения с мэром Москвы на личном уровне. Однако между областной администрацией и столичными властями нередко возникают серьезные трения, прежде всего из-за спорных объектов собственности на черте, разграничивающей административные территории города и области. Между тем город и область теснейшим образом связаны между собой, составляя два нераздельно-неслиянных элемента исторически сложившегося столичного региона, формально разделенного в советские времена по соображениям тогдашней управленческой логики.

Московскому мегаполису более всего необходимы новые территории для освоения и вложения столичных капиталов. Для ускорения социально-экономического развития Московской области требуется мощная финансовая подпитка, которую может дать Москва. Таким образом, объективные потребности двух субъектов РФ системно увязываются.

Исходя из соображений экономической целесообразности, логично было бы ставить вопрос о восстановлении единства столичного региона. Но этому препятствуют множественные ситуативные обстоятельства и субъективные интересы, связанные с наличием в данном регионе двух равноправных центров властной иерархии. Тем не менее возможность полного административного объединения Москвы и Московской области вполне просматривается в перспективе не слишком отдаленного будущего. Необходимый импульс к началу соответствующего процесса, скорее всего, даст верховная федеральная власть, если увенчаются успехом начатые сейчас объединительные акции меньшего масштаба.

Нынешняя команда московской власти (во главе с Лужковым или даже без него), вероятнее всего, будет жестко противиться любым объединительным инициативам, опасаясь утратить свои полномочия, и без того постоянно урезаемые Кремлем. Позиция подмосковного губернатора в данном вопросе может быть более гибкой. Хотя сейчас он выступает против создания «неуправляемого монстра», Борису Громову неоднократно приходилось подчинять свои действия логике высшего государственного, общественного интереса. Следовательно, инициативу по объединению Москвы и Подмосковья вполне могут запустить с областной административной площадки. И в таком сценарии генералу Громову может быть определена роль столь же политически значимая, как и та, которую он сыграл в Афганистане, выводя из огня войны свою непобежденную армию.

ЦИТАТА

«Есть один сон, который время от времени повторяется. Как будто я не могу вывести из Афганистана войска. Просыпаюсь и каждый раз долго не могу успокоиться, хотя знаю, что на самом деле смог».

Борис Громов, 2003



Вверх

© Copyright 2003-2005
Центр электронных СМИ Московской области
тел.: (095) 956-8325
Notamedia.ru
Все права на материалы, находящиеся на сайте bgromov.ru, охраняются
в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и
смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка
(hyperlink) на сайт bgromov.ru обязательна.
(Условия ограниченного использования материалов.)